С появлением ребёнка родитель старается подарить ему толику этих эмоций и наполнить его взросление запоминающимися моментами. Мы пообщались с клириком храма Рождества Богородицы Алексеем Толмачёвым и задали ему несколько вопросов о семье, отцовстве и воспитании подрастающего поколения.
В семье Алексея и Светланы Толмачёвых растут два мальчика — восьмилетний Тихон и четырёхлетний Илья. Глава семейства отмечает, что несмотря на то что мальчики растут и воспитываются в одной семье, характеры у них очень разные.
«Если старший ребёнок более спокойный и усидчивый, можно даже сказать степенный, то младший — полная противоположность. Илья не сидит на месте, очень активный, принципиальный мальчик с характером. Получается, Тихон больше похож на меня, а Илья — на жену. Это даже не специально получилось, наверное, в этом есть какое-то генетическое распределение», — рассказывает отец Алексей.
Материнское и отцовское внимание, модель поведения становятся основой, которую мы переносим в собственную семью. Родители играют важную роль в становлении ребёнка, и различные черты их характера или пристрастия перенимаются детьми.
«Как пример переноса привычек: я не помешан на чистоте, но иногда очень не нравится, когда что-то раскидано, и я возвращаю вещи на их места. И когда к детям приходят в гости друзья и что-то переставляют, то я замечаю, что Тихон тоже начинает убирать всё по местам. Ещё я люблю готовить и часто это делаю, смотрю разные видео от кулинарных блогеров, и Тихон тоже стал разделять это увлечение. Он научился делать панкейки. Мы брали рецепт из Интернета, на первых порах я полностью руководил процессом, а сейчас ребёнок всё делает самостоятельно. Да, получается не всегда идеально — иногда надо подержать подольше на огне, потому что осталась непропечённая жидкая часть, но в большинстве случаев у Тихона получается вполне съедобное блюдо».
В семье Толмачёвых свой особый уклад жизни. Пока супруга Светлана занята на работе по определённому графику, отец Алексей работает ненормированно, таковы особенности работы священнослужителя. В этом ритме жизни каждый берёт на себя те задачи, которые получается выполнить:
«Какие-то бытовые моменты больше на мне, потому что я бываю свободнее в течение недели. Естественно, в школу или на кружки отвезти, привезти — это всё я делаю. Даже обед приготовить — могу, умею, практикую. У жены хорошо получается помогать детям в части выполнения домашних заданий и работы с книгами, я в этом плане менее усидчивый, мне тяжеловато с этим».
В своём общем досуге с детьми успевают супруги и позаниматься спортом — для себя, а не для результата. Они часто гуляют по городу, становятся участниками патриотических мероприятий, как, например, автопробега на 9 Мая, катаются на велосипедах.
«Тихон ходит в секцию по плаванию уже несколько лет, и мы не один раз ездили на Ясный колодец в купель. Пускали даже самого младшего, и дети нормально это переносят. Старший понимал, что вода холодная, в первый заплыв ему было неохотно идти, но потом втянулся», — делится клирик.
Воспитание детей в семье, казалось бы, примерно одинаковое. Выстроить правильный режим дня, приучать ребенка к полезной пище и следить за его рационом питания, помогать в детсадовских и школьных заданиях и делах, часто гулять на свежем воздухе — список обязанностей родителей может меняться с возрастом чада, но в основном примерно одинаков для всех. Однако все дети — уникальны и неповторимы, даже если расписание обыденных дел в разных семьях будет совпадать. В зависимости от традиций и привычек, иногда передающихся от поколения к поколению, складывается особый дух семьи.
«В некоторых семьях принято на протяжении многих лет делать определённую последовательность действий в определённую дату. В моей семье, где я вырос, особых традиций не было, однако, заключив брак, мы с супругой решили попробовать ввести свои — всегда собираемся за общим столом, отмечая важные семейные и церковные праздники. Ещё празднуем именины — в христианской традиции это день святого, имя которого ты носишь. Этот праздник мы стараемся провести по-особому — подготовить имениннику небольшой подарочек, сходить на службу в храм», — делится клирик.
Азы мировосприятия ребёнком окружающего мира и его последующее отношение с людьми закладываются в семейном воспитании, и здесь ведущую роль играют подходы к воспитательному процессу, которые выберут родители. Отец Алексей отмечает, что лично для него воспитание детей в полноценной и счастливой семье, как правило, не отличается от воспитания в религиозной семье.
«В благополучной семье вырастут полноценные и всесторонне развитые дети. Если у семьи есть проблемы — например, у меня с 13 лет родители в разводе, то тут уже могут быть вопросы. В семье священника всё то же самое, что в адекватной семье, только ещё добавляется религиозное воспитание и традиции. В некоторых семьях священников детей, например, серьёзно учат православным азам. В других же, и к такому стилю воспитания я сам больше склоняюсь, ребёнок должен смотреть на родителя и, видя, что вера, допустим, православие, — очень важна, постепенно воспринимать её важной и для себя. То есть происходит определённое духовно-нравственное воспитание, которое формируется на личном примере».
На вопросы религиозного содержания: «А кто такой Бог?», «Где он живёт?», «А как у него там всё устроено?» — отец Алексей старается отвечать детям на понятном им языке, чтобы привести к усвоению этих важных библейских истин. Он отмечает, что больше таких вопросов слышит от детей из невоцерковлённых семей, для которых его одеяние — нечто странное, схожее с одеждой героя мультфильма «Чёрный плащ».
«Мои дети видят подрясник, но они знают, что это одежда папы, он в этом ходит в храм. Для них это не что-то странное, про что нужно расспрашивать, — это часть жизни, часть быта. Религия занимает часть нашей жизни, и дети в этом растут. Вопросов в области религии не много, потому что с детства я беру детей в храм: пусть получалось не всегда, в виду особенностей служения. Раньше я служил в Анновке на расстоянии 25 километров, и не всегда можно было взять детей с собой, особенно зимой, но всё равно брал довольно часто. Сын ходил, смотрел, потом начал задавать вопросы: «А для чего это?», «А зачем ты читаешь?», — показывал на предметы в храме, спрашивал, зачем это нужно», — рассказывает клирик.
Семья — это соединение двух людей, каждый из которых даёт что-то своему чаду. По мнению отца Алексея, основная задача любого папы — научить любить.
«Отец показывает, как обращаться с мамой, и на этом примере ребёнок выстраивает свою модель поведения с девочками. Он учит уважению, являет собой пример мужественности, терпения, как говорится в христианстве — «несения креста другого», то есть когда на отца возложены умение принимать решения и ответственность за себя и семью. Отец должен быть серьёзным, подавать личный пример и больше времени проводить с детьми. Понятно, что все мы стремимся дать детям лучшее, больше заработать, но живое общение ничего не заменит. Для детей будет приятнее вместе с папой пойти на рыбалку, вместе в гараже побыть, где чем-то помочь — ребёнок это лучше и качественнее запомнит, чем-то, что папа вечно на работе».