Более чем в 200 православных храмах России стоят иконостасы, сделанные в Белгородской области. Их производство наладили в деревообрабатывающей мастерской в селе Плоское Корочанского района. Здесь работают более 20 местных специалистов — операторов станков с программным управлением, резчиков, маляров, столяров и позолотчиков.
Сейчас мастера под руководством настоятеля местного храма Казанской иконы Божией Матери отца Николая заканчивают делать трёхпрестольный иконостас для старой московской церкви.
«Это памятник архитектуры XVIII века. Иконостас будет закрывать три алтаря, его площадь примерно 100 квадратных метров», — отец Николай показывает чётко выверенный чертёж, по которому работают мастера, — «Конечно, учитываем, каким он был изначально, и повторяем это в своей работе».
После службы в армии Николай Дзерин с другом-одноклассником занимались столярными работами в Белгороде, участвовали в строительстве деревянного храма Георгия Победоносца.
«В моей семье было пятеро детей. С детства мы все с родителями посещали службы. И здесь я одновременно и строил, и читал Священное Писание, Псалтырь, был чтецом на клиросе. Помогал и многое подсказывал мне отец Сергий Колий. Со временем я понял, что самое радостное и духовное в этом мире — служение Господу», — вспоминает отец Николай.
В 27 лет он поступил в Белгородскую православную духовную семинарию, а по окончании учёбы рукоположен в священники.
«Первая служба состоялась в Преображенском храме в Белгороде. Это было очень волнительно», — признаётся он. — «А в день Казанской иконы Божией Матери владыка благословил меня на службу в храм Казанской иконы Божией Матери, в чём я вижу Божий промысел».
Церковь, построенную в конце XIX века, в 30-е годы прошлого столетия использовали как колхозный склад. Очень пострадала роспись. Тем не менее приехавшим по просьбе отца Николая художникам-реставраторам удалось обновить изображение четырёх евангелистов, написанных старым письмом. А вот Архангела Михаила пришлось писать заново, потому что от «Благовещения» остался лишь образ Богородицы. Всего в храме восстановили более половины фресок, созданных в XIX веке, остальные получили новую жизнь.
«Для храма требовались двери. На деньги благотворителя купили первый станок. Мастерской тогда ещё не было, работали в подвале храма Георгия Победоносца в Белгороде. Со временем у меня появилось несколько помощников: мы выпилили Царские врата, дорастили и видоизменили иконостас, вся здешняя утварь — тоже наших рук дело».
В храме не было света — его наладил местный житель Николай Кошарский. Службы начинались тяжело, их не было здесь много лет.
«Я нашёл и пригласил трёх бабушек с хутора Сороковки, которые умели петь на клиросе. Пришёл помочь нам Николай Гусятник и остался уже на 20 лет. Сейчас он руководит хором, где состоит и бывшая глава Плосковской администрации Людмила Потапенко, в своё время поддерживавшая нас в восстановлении храма», — говорит отец Николай.
А затем поступил первый заказ, и в 2007 году в Тишанке Волоконовского района установили иконостас, сделанный в Плоском. Шебекинский Муром, корочанское Ломово… Заказы шли один за другим, причём не только из Белгородской области.
Полученную прибыль отец Николай вкладывал в производственное оборудование. Районная администрация отдала храму в безвозмездное пользование старое здание местного Дома культуры, которое собирались сносить. Это помогло мастерской. Со временем к зданию пристроили ряд рабочих помещений, рос коллектив.
Пришли и новые знания: после покупки современных станков, которые сейчас выполняют половину всех работ, учить местных специалистов работать на них пригласили мастера из Курска. Сегодня в Плоском есть оператор станков с ЧПУ. Коллектив разработал собственные технологии, например, для нанесения золотого напыления.
«Сейчас для храма в Курской области изготовляем трёхпрестольный иконостас с писаными иконами. У нас есть два художника. Много позолоты, недёшево, но такой подарок храму, в котором крестился, решил сделать благотворитель», — рассказывает отец Николай.
Сегодня здесь делают жертвенники, аналои, церковные лавки, панихидные столы, стасидии, голгофы.
«Запросы у храмов разные, поэтому рутины не бывает. Но вместе с тем важно соблюдать церковные правила. Каноны предопределяют три основных стиля оформления: византийский, классический и барокко. У всех свои особенности», — поясняет настоятель.
Для каждого изделия подходит разное дерево. Ясень, дуб, иногда ольху используют для работы на станке с программным управлением. Под позолоту идёт липа. В мастерской древесину распиливают. Здесь есть склад естественной сушки и сушильная камера.
В последнее время отцу Николаю редко удаётся взять в руки любимые инструменты. Производство растёт, заказов всё больше, и это требует чёткого руководства. К тому же главное для него — церковные службы. Кроме Плоского каждую неделю он ведёт их в Белгороде. Искренне гордится, что в его храме есть прихожане из других сёл, Белгорода, многие приезжают сюда крестить детей. За свои труды отец Николай награждён медалью Святителя Иоасафa I степени.
В начале августа в Беловском Белгородского района откроется новый храм. Иконостас для него будут делать в Плоском:
«Время сжато, но постараемся успеть», — отмечает отец Николай. — «Молитвы и труд всё перетрут. Вы знаете, что пока Иисус Христос не вышел на общественное служение, он работал по дереву? Есть даже икона, где это изображено».