Local Logo
Новости Корочанского района Белгородской области
100.68
+0.46$
106.08
+0.27
+2 °С, ясно
Белгород

Прикоснуться к древней истории. Что можно узнать о казаках на выставке в Клиновецком музее

10 сентября 2023, 14:00Общество
Фото: Екатерина Городова

Гостей ждет увлекательное знакомство с бытом независимой народности, их культурой, одеждой и традициями.

В музее истории Корочанского края много постоянных выставок и экспозиций, которые помогают совершить путешествие по страницам истории родной земли. В этом материале мы отправимся знакомиться с бытом самой свободолюбивой и независимой народности многонационального Российского царства — а именно, узнаем о казаках, которые жили в нашей местности в середине 17 века.

Найти ответы на множество вопросов и восстановить события тех далёких лет помогают сохранившиеся письменные источники. В экспозиции выставки представлено много грамот, относящихся к 17 веку, в которых можно найти в них много интересного. Например, воевода Андрей Бутурлин докладывая о результатах проведения строительных работ царю Михаилу Фёдоровичу в своем донесении обозначает себя как «холоп твой Ондрюшка Бутурлин». В этом же документе от 19 апреля 1637 года мы и находим упоминание казаков, которых вместе с вольными людьми и стрельцами «будут многие».

«Почему казаки приехали к нам? С 1635 года на территории современного муниципалитета проходило строительство Белгородской оборонительной черты, протяжённость которой составляла 800 километров. Было возведено двадцать восемь городов-крепостей, среди них и Короча. Приезжая из разных территорий Российского царства, казаки формировались в несколько групп: те, кого направлял царь, те, кто нанимался служить у помещиков, те, кто прибыл работать по военному найму. Не стоит забывать, что казаки были элитным войском. Специально для них шилась одежда, и, как говорится, «государева казна служила», — рассказывает экскурсовод Алла Клименкова.
Фото: Екатерина Городова

В документах можно познакомиться и с фамилиями казаков, прибывших в наш край. Вот некоторые из них – Брюханов, Жилин, Кривцов, Очковский, Кокорев, Алексеев, Шокаров, Быков, Гольцов, Иванов, Стеганихин, Шакуров, Доронин, Бочаров, Белоусов, Зайцев. Просматривая царские грамоты на Корочу, можно узнать, какое жалование получали разные категории служилых людей.

Например, казачий атаман, как и пятидесятник, получал два рубля с полтиною, а десятник «два рубля, по 12 алтына, и три деньги». Грамота с этой информацией подписана боярским сыном Федотом Маниным, датируется 12 апреля 153 года. Такая датировка может вызвать недоумение, но не стоит забывать, что до введения отсчёта от Рождества Христова ещё более полусотни лет, поэтому полная дата создания документа – 7153 год от сотворения мира.

Помимо документов, выставка богата предметами обихода казаков. Маслобойка, крынки, ложки, посуда — и почти всё в то время делалось собственными руками из глины или дерева. Говоря о предметах быта, нельзя не упомянуть и одежду — ведь образ казака в нашем сознании прочно связан с белой рубахой и широкими шароварами. Заботливые казачки, отправляя своих мужчин на ратную службу, обязательно вышивали на разных предметах гардероба узоры — обереги. Почти всегда обережный орнамент исполнялся красным цветом — по преданиям он защищал от сглаза и помогал воину вернуться домой невредимым.

«Повседневная одежда женщины состояла из нескольких слоёв: сначала одевалась нательная рубаха, несколько ситцевых юбок, а верхняя юбка звалась «запаса» и состояла из нескольких кусков ткани, закрывая всё, что не должен был увидеть посторонний глаз. В летнем обиходе часто использовалось длинное платье — «кубелек», а зимой казачки носили шубки и сапожки из грубой кожи, изготовленные руками опытных мастеров. Свои названия были и у сарафанов — «сукман», а юбку и кофточку в одном цвете казачки называли «парочкой», — поясняет Алла Клименкова.

Много внимания уделяли девушки и женщины своему праздничному облачению — каждая казачка украшала плечи красивой шалью с бахромой, а шею различными бусами и монистами. Праздничные блузы, обшитые вставками в виде воланчиков и присобранные на спине для подчеркивания талии, имели разную длину: короткие у девочек и чуть выше колен у замужних женщин. Важно отметить, что казачки не имели традицию открывать грудь —  все их наряды были сделаны с воротничком под горлышко.

Ярко выделяется на фоне бытовых вещей в экспозиции стальная сабля — верная спутница казака в ратном деле. Её можно взять и ощутить вес, но стоит быть осторожными — она очень острая. Рядом с ней расположился хомут, незаменимый атрибут для опытных коневодов.

«Первая ассоциация, которая возникает при слове казак — это, конечно, лошадь. Лошадь для казака, как и для цыгана — прежде всего тяговая сила, любимица и даже можно сказать практически член семьи. Во время праздников животному украшали уздечки и хомуты специальными монистами, бляшками красивыми, которые даже делали на заказ у кузница. Сызмальства мальчиков отец обучал верховой езде, но и девочки казачки не уступали в этом искусстве — они были очень выносливые», — отмечает Алла Клименкова.

По словам экскурсовода, у казаков был серьёзный закон, по которому они строили свой быт: уважать старших и оказывать почтение старикам, женщинам, своим матерям и сёстрам. Действовал этот закон и в отношении гостя:

«Если приходил гость, они не спрашивали: «Откуда ты? Кто ты?». Они сначала его накормят, напоят, оставят на ночь, а потом только на следующий день могли спросить: «Кто ты? Откуда? Нужна ли тебе помощь?».

Несмотря на глубокие традиции уважения к ближним, казаки в истории сохранили за собой звание воинственного и темпераментного народа. Алла Клименкова приоткрывает нам небольшой секрет, который рассказывает взрослым гостям выставки:

«Деткам мы об этом не говорим, но в крепостях на границах государства помимо основных строений: храма, конюшни, дома воеводы, пекарни была и тюрьма. Это было небольшое сооружение, куда воевода мог поместить скандального казака на разный срок — от одного до пяти дней, чтобы тот, так сказать, «охолонул».

Свободные и вольные казаки пришли на защиту границ своей Родины, где проявляли недюжинное мужество и героизм, не боясь сложить голову в схватках с врагами. Их след в истории нашего региона записан не только славными победами, но зафиксировался в традициях и обычаях, которые переняли местные жители, что создало особый облик нашего края.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ПроисшествияСегодня, 10:52
Четыре муниципалитета Белгородской области попали под обстрел ВСУ за минувшие сутки
Материал
ОфициальноСегодня, 09:55
Заключение о результатах публичных слушаний с. Анновка
Материал
ОфициальноСегодня, 09:53
Заключение о результатах публичных слушаний с. Анновка