По инициативе губернатора Вячеслава Гладкова в Белгородской области в 2021 году стартовал большая обучающая программа. В регионе создан уникальный кластер, который предполагает организацию ступенчатой подготовки медицинских кадров, начиная с дошкольного возраста и заканчивая обучением в вузе. В нашем районе медицинский класс действует на базе Корочанской школы им. Д.К. Кромского. Здесь будущие врачи углубленно изучают химию и биологию.
Практические навыки под пристальным руководством опытных специалистов отрабатывают в местной поликлинике. В 2022–2023 году медкласс окончили 11 учеников. Четыре поступили в высшие учебные заведения. Светлана Хахалева и Ангелина Филатова учатся в Курском государственном медицинском университете. Они получили целевое направление. Татьяна Боровикова и Исмина Махмудова — в Белгородском государственном национальном исследовательском университете. Все выпускники медкласса успешно сдали квалификационный экзамен. Им выдали свидетельства о получении профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». Мы попросили корочанцев поделиться впечатлениями об учёбе и рассказать, как полученные знания помогают им осваивать выбранную профессию.
Ангелина Филатова, студентка Курского государственного медицинского университета:
Почему ты выбрала именно Курский государственный медицинский институт?
Я учусь на первом курсе по специальности «Лечебное дело». Я ни сколько не пожалела, что выбрала именно этот вуз. Здесь представлены огромные возможности для студентов во всех сферах деятельности. В нашем университете организовано множество секций и кружков. Как по мне, это отличная идея, ведь учёба непростая, и классно, что можно прийти, например, после занятий и отвлечься, занимаясь какой-либо творческой или спортивной деятельностью.
Медицинский класс стал для тебя способом погружения в профессию?
Определённо да. Во время обучения я получила не только качественные знания и практические навыки, которые сейчас помогают мне на кафедре сестринского дела. Я влюбилась в будущую профессию и поняла, что это моё. Очень часто вспоминаю нашего преподавателя Оксану Поливанову, которая стала для нас настоящим наставником и верным другом. Именно её позитивный настрой помогал нам быстро и эффективно впитывать в себя знания.
Ни для кого не секрет, что обучение в медицинском вузе — процесс непростой. Как справляешься с трудностями?
После школы в университете первокурсники сталкиваются с тем, что многие знания приходится добывать самостоятельно. Первое время было очень непривычно и сложно. Переезд в другой город, адаптация в совершенно новой для тебя среде — всё оказалось это к лучшему. У нас есть тьюторы, с которыми мы познакомились в летнем адаптационном лагере. Это старшекурсники. С ними, конечно, намного легче. Они наши старшие товарищи, которые всегда готовы помочь. Сейчас я чувствую себя более самостоятельной, стараюсь сама решать все свои проблемы. Собраться с мыслями помогает моральная поддержка родных. Я очень стараюсь, делаю многое для того, чтобы мои родители могли мной гордиться.
Правда ли, что главный «враг» студентов медицинских вузов латинский язык?
Конечно, нет. Моё знакомство с латынью произошло чуть раньше первого занятия — на анатомии. Многих пугает, что это совершенно новый язык. Но всё не так сложно. Латинский очень схож с иностранным языком, который школьники изучают на протяжении многих лет. Спустя два месяца обучения я свободно могу называть части тела, кости на латинском языке. Родителей это забавляет.
Обучение в медвузе состоит из двух частей — теории и практики в больницах. Вы уже были на стажировке в медучреждениях?
Первая практика у нас будет зимой. Но в больнице мы бываем часто. Кафедра сестринского дела располагается в Курской областной клинической больнице. И это ещё один плюс нашего университета. Медработники всегда приветливы по отношению к нам, вежливо отвечают на все интересующие нас вопросы. Они понимают, что когда-то сами были такими же первокурсниками как и мы.
Как ты считаешь, чтобы быть хорошим врачом, нужно иметь талант или усердно трудиться над собой?
Прежде всего, нужно полюбить эту профессию всей душой. Как говорится, медицина — это по любви. Невозможно заставить человека, которому не нравится медицина, познать её. А вот чтобы стать хорошим врачом, по моему мнению, необходимо усердно работать над собой, развивать определённые практические навыки.
К чему нужно быть готовым при поступлении в медицинский вуз?
Как минимум к тому, что первое время будет мало свободного времени. Ты — студент медицинского, а это значит, что необходимо очень много заниматься, хорошо изучать материал. Часто приходится пропускать прогулки с друзьями, проводя время за учебником по анатомии. Но поверьте, оно того стоит. Раз в неделю я выделяю время и посещаю школу волонтёров-медиков. Это очень интересный проект, который направлен на оказание медицинской помощи при проведении различных мероприятий. Обучаясь в данной школе, я углубляюсь в свою будущую профессию. Это очень интересно.
Назови несколько интересных фактов, которые отличают медиков от других студентов?
Как говорят наши преподаватели, студентов-медиков отличают халат, шапочка и тапочки. На самом деле, всё намного серьёзнее. Студенты медицинского отличаются своей дисциплиной и ответственностью. Ну и, конечно же, огромным количеством учебников. Без них медикам никуда.
Ангелина, какие советы ты можешь дать абитуриентам, собирающимся поступать в медвуз в следующем году?
Нужно ответственно подходить к выбору будущей профессии. Решить для себя, готовы ли вы к трудностям, которыми богата жизнь студентов-медиков. Ну, а если вы убедились в том, что медицина — это ваше, то я желаю вам успехов в сдаче ЕГЭ, идите к своей цели смело, пополняйте ряды такой благородной профессии.
Ты получила целевое направление на учёбу. Это значит, что после окончания вуза вернёшься в Корочанский район.
Да. Мне очень хочется работать на благо своей малой родины. Я не часто бываю дома, но каждый раз, когда проезжаю по родной Короче, замечаю какие-либо изменения. Город процветает, это не может не радовать. Будущее района в наших руках, а это значит, что мы должны вносить свой вклад в его развитие.
Светлана Хахалева, студентка Курского государственного медицинского университета:
Учиться в медклассе было интересно. В школе была углубленная учебная программа по химии, биологии, элективные курсы «Биохимия», «Биологический эксперимент», «Оказание первой медицинской помощи». Мы обучались в специально оборудованных медицинских классах, оснащённых современными медицинскими тренажёрами, измерительными приборами, макетами органов, оборудованием для оказания первой помощи. Познакомились с рабочими инструментами медиков, научились проводить несложные процедуры.
Поэтому обучение в медклассе помогло мне при поступлении в вуз лучше понять, что меня ждёт во время учёбы. Одной из главных сложностей является большое количество учебного материала и нехватка времени для того, чтобы его выучить. Я научилась правильно распределять время, чтобы всё успеть. Я с детства мечтала быть стоматологом. А когда подросла, поняла, что хочу делать людей красивыми, ведь улыбка — это одно из качеств красоты. Чтобы стать хорошим врачом, конечно, нужно хорошо учиться, трудиться, постоянно обучаться и совершенствовать свои знания. В свободное время я хожу на тренировки по волейболу или просто могу прогуляться по городу. После окончания университета собираюсь вернуться на малую родину в свой родной город.
Татьяна Боровикова, студентка Белгородского государственного национального исследовательского университета:
В медицинском классе я получила достаточное количество знаний и навыков. Нас научили делать уколы, промывать желудок при отравлении, делать различные перевязки. Немножко коснулись строения тела человека. Главной трудностью у первокурсников, я считаю, анатомию, которая базируется на латинском языке. Этот предмет студенты должны знать в совершенстве.
Мы уже были на экскурсии в патологоанатомическом бюро. Медработники нам всё показали, с удовольствием рассказывали принцип работы. С первых дней студентам нужно учить колоссальный объём информации. У преподавателей жёсткие требования к качеству знаний. А ещё с собой на занятия нужно обязательно брать халат, шапочку и сменку, иначе на лекции и семинары просто не пустят.
Самое важное — не пропускать пары, что бы ни произошло, потому что каждое пропущенное занятие нужно отрабатывать. Выходные я провожу в кругу родных и близких людей, которых, в силу своей учёбы, вижу нечасто. Наверное, единственный и главный мой совет будущим студентам-медикам — это подготовка к ЕГЭ. Именно этому нужно уделять всё своё время, приложить максимум стараний, и тогда высокие баллы и бюджетное место в вузе не заставят себя ждать.
Лариса Жигайло, студентка медколледжа мединститута НИУ «БелГУ»:
В медклассе нас «подтягивали» по биологии и анатомии. При поступлении я волновалась. На вступительных у нас было творческое испытание. Мне выпало лечение зуба. Я думала, это будет сложнее, но оказалось всё легко. Медколледж благоустроен для студентов: есть два буфета, большой гардероб. Но самое главное, имеется необходимое оборудование для освоения специальности «стоматолог».
Большинство преподавателей являются работающими медиками. У нас очень хороший преподавательский состав, что меня весьма радует. Анатомию ведёт Татьяна Боталова. Она трудится стоматологом. Строгая, умеет легко общаться с людьми, дружелюбная, много знает и делится с нами своим опытом. Из предметов мне очень нравились основы микробиологии и инфекционная безопасность. Курс закончился. Его вела молодой преподаватель, её интересный способ подачи материала помог нам ясно понять этот предмет.
Мне очень нравится изготовление протезов. На занятиях нас учат делать индивидуальные ложки, протезы съёмные и несъёмные, коронки. Также нравится анатомия, нам всё наглядно показывают, учимся читать рентгеновские снимки. Чтобы лучше запомнить материал я использую разные методы. Например, рисую строение зубов. Так лучше запоминается. Когда изучали микробиологию, расписывала о болезни всё: от возбудителя до профилактики и лечения. Мама и брат учились в этом же колледже. Они подсказывают по некоторым темам, когда мне что-то не понятно. Брат объяснял, как правильно решать тесты в «Пегасе» — это сайт для дистанционного обучения, где прикрепляют задания, конспекты, лекции. Там проходят тесты как просто по темам, так и итоговые. По моему мнению, хороший врач, в первую очередь, должен иметь хорошие знания и уметь правильно общаться с людьми.