Платок считается короной русской женщины, её главной одеждой. Это ее всё — в праздник и в повседневность.
Это русское можем понять и уловить только мы. Другие народы смотрят на эти мотивы, как на экзотику, далекую и непонятную. Почему? Да потому что понятие «русский платок» веками складывалось в России, в её культурных и повседневных реалиях.
Появление этого предмета женского гардероба тесно связано с православием. В художественных фильмах мы четко видим различие в убранстве язычницы и христианки. Вместе с появлением храмов на Руси, появились и новые правила. Тогда тонкое очелье на голове женщины было заменено более масштабным головным убором — тяжеловесным многослойным убрусом, который и стал прототипом будущего, более лёгкого в носке, платка.
Отметим, что в православии для женщины отведена особенная роль. Согласно православной идеологии именно женщина держит нравственные основы семьи. Войдя в храм, она должна покрыть голову, и не потому, что она греховна или социально принижена. А потому, что волосы являются олицетворением ее красоты; и женщина, в свою очередь, должна её прятать, дабы показывать всем красоту более высокую — нравственную.
Обязательным в гардеробе был белый платок, поскольку белый цвет в православии — это самый чистый и праздничный цвет. Он остался широко применяемым в повседневности и в послевоенное время.
Показываться без платка можно было только перед мужем и своими детьми. Перед остальными красивые женские волосы должны быть спрятаны под платок. По утреннему пробуждению волосы прибирались в причёску (коса, пучок), далее надевался плат, и только тогда можно было показываться перед домашними и посторонними людьми.
К слову, даже причёсывать волосы при родственниках (например, при родителях мужа) считалось делом неприличным. С непокрытой головой женщину можно было назвать «неприбранной», откуда и возникло понятие — «опростоволоситься», то есть быть замеченной с «простыми волосами».
Между тем, платок имел и практическое значение. Занимаясь приготовлением пищи, женщина следила, чтобы волос случайно не оказался в еде. Для этих целей использовались платки тонкие (головные) и более тёмных расцветок.
Выходя на улицу в межсезонье и зимой, поверх такого платка надевалась большая и теплая шерстяная шаль (эквивалентом шали впоследствии стал платок «Матрешка»). Но здесь обязательно тонкой стежкой должен был показывать себя головной платок. Такой был тогда в моде.
Великая Отечественная война. Встречаем женщину в черном платке. Это плат скорби и печали, говорящий о том, что женщина потеряла кого-то близкого: мужа, отца, сына. И она его будет носить столько, насколько долго продлится ее скорбь. Часто случалось, что женщина не снимала его до конца своей жизни. Так что черный платок тоже всегда был в наличии.
Часто можно встретить чёрный платок, на котором проглядывается едва уловимый узор. Но такой плат — не атрибут траура. С ним также связана интересная история. Такие платки принадлежали торговцам, которые в годы раскулачивания специально чернили товар, чтобы его не отобрали. Материал обрабатывали либо сажевым раствором, либо раствором бузины.
В целом, платков в гардеробе женщины всегда было много, поскольку это был самый распространенный способ украсить себя. На праздник одевали яркие Павлово-Посадские, либо Александровские шали. Платок (и не один) обязательно присутствовал в приданом невесты, его также часто дарили мужья и сыновья, выезжая в город или в соседнюю губернию.
Женщина, надевающая платок, преображалась. У неё менялся взгляд, смягчалась форма лица. Она несла этот платок с особенной статью и движениями. Так не столько плат украшал женщину, сколько женщина собою украшала плат. Яркий узор лишь подчеркивал славянскую красоту.
Конечно же, сегодня платок не распространён так широко, как в прошлые столетия. Сейчас познакомиться с этим предметом одежды и украшением можно на выставке, которая открылась в Корочанском историко-краеведческом музее.
Директор Корочанского районного историко-краеведческого музея Наталья Дубинина