Local Logo
Новости Корочанского района Белгородской области
97.01
+0.91$
105.68
+0.19
+9 °С, облачно
Белгород

Акцент на плюсах. Как подростку привыкнуть к новому коллективу и высокой учебной нагрузке

12 сентября , 15:26ОбществоФото: Елена Журавлёва

Психолог Наталья Букреева рассказала о сложностях, с которыми сталкиваются дети, поменявшие учебное заведение, ушедшие из школы после 9-го класса или решившие идти не в колледж, а остаться и окончить 11 классов.

Волнения и вопросы

После окончания 9-го класса подростки зачастую сталкиваются с проблемой выбора: они или остаются в 10-м классе, или переходят в другую школу, или поступают в учреждение начального профессионального образования. И то, и другое, и третье предполагает новый коллектив, адаптацию к совершенно другим условиям и требованиям педагогов.

Всё новое, по словам психолога Натальи Букреевой, вызывает у ребёнка некую тревогу и страх: как меня примет коллектив? будет ли мне комфортно? правильный ли выбор я сделал?

«Эти и подобные мысли тревожат не только детей, но и их родителей. Да и подростку сложнее даётся процесс адаптации в силу происходящих перемен в организме. Переход из детства в юность сопровождается изменениями психики и тела. Скачки настроения, импульсивность или замкнутость, а также чувствительность к оценке окружающих и появление комплексов – всё это усугубляет процесс привыкания к новому месту», – подчёркивает специалист.

Старшеклассникам, которые остались в своей школе и перешли из 9-го в 10-й класс, необходимо более напряжённо учиться, готовиться к ЕГЭ и, конечно же, найти в этом плотном графике время для отдыха.

Позиция наблюдателя

Родители, видя, как тяжело их ребёнку, мечутся между сожалением о том, что нужно было уговорить сына или дочь пойти в колледж, и желанием снять (или хотя бы облегчить) часть учебной нагрузки. И на этом пути их часто подстерегают ошибки, о которых предупреждает Наталья Викторовна.

Когда подросток делится с вами своими опасениями и страхами, ни в коем случае не отмахивайтесь от него фразой: «Не ты первый, не ты последний». Поддержите его, скажите, что вы понимаете его чувства, поделитесь своим опытом.

Также стоит обсудить с ним все плюсы и минусы принятого решения. Ещё лучше – сделайте акцент на плюсах. Учите ребёнка в каждой ситуации искать положительные стороны случившегося.

«Можно даже сделать это в форме некой игры, например, вы говорите любую негативную ситуацию, а подросток должен найти в ней как минимум три плюса. Такая практика поможет не только адаптироваться к новому коллективу, но и вообще быть более позитивно настроенным в разных жизненных обстоятельствах, не унывать, а искать выход, видеть любую ситуацию с разных сторон, а также разовьёт навык быстро справляться с эмоциями», – подсказывает психолог.

Если ребёнок попал в новый коллектив (школу, училище или колледж), первое время имеет смысл превратиться в наблюдателя: присматриваться, слушать, изучать.

«Не нужно с первых дней навязывать своё мнение или устанавливать свои правила и тем более нарушать личные границы окружающих. Заняв позицию наблюдателя, через некоторое время можно понять, кто есть кто, кто может быть в большей степени интересен и близок. Это позволит найти будущих друзей и союзников и нейтрализовать возможных недоброжелателей», – советует Букреева.

Быть самим собой

Настройте подростка на то, чтобы он участвовал в общественной жизни класса или группы и самого учебного учреждения – это поможет ему быстрее влиться в процесс и расширить круг общения, а также переключиться с учёбы и немного отдохнуть – так сказать разгрузить голову. Объясните ребёнку необходимость быть собой и вести себя естественно, спокойно. Ведь долго изображать другого человека всё равно не получится.

«Родителям старшеклассников рекомендую просто быть рядом, поддерживать детей в самореализации, поменьше заниматься нравоучениями и не употреблять в разговоре с детьми фразы вроде «Я же тебе говорила». Но помните, что быть рядом – это не значит навязывать своё общество, а просто нужно всегда быть готовым выслушать и поддержать», – подчёркивает Наталья Викторовна.

Научите ребёнка быть дружелюбным, но не навязчивым, не отмалчиваться, когда о чём‑то спрашивают, спокойно реагировать на шутки или странные вопросы, а при трудностях обращаться к педагогам.

«Объясните подростку, что у него не должно быть цели понравиться каждому: это невозможно. Бояться перемен не нужно, так как любые перемены – это опыт. Ещё, конечно же, объясните важность планирования своего дня и умения распределять нагрузку. Здесь помощь родителей будет как нельзя кстати», – говорит психолог.

 Выход из любой ситуации

В период приближающихся экзаменов старшеклассники становятся эмоционально уязвимыми, тревожными и раздражительными. Справиться с негативным состоянием, по мнению Натальи Викторовны, помогут следующие действия:

  • соблюдение распорядка дня, сна и бодрствования, режима умственных нагрузок и отдыха;

  • полноценное и здоровое питание, а также витамины;

  • умеренные физические нагрузки – они помогут поддержать общий тонус организма;

  • общение с друзьями и семейный отдых помогут переключиться и отвлечься, а также вспомнить, что ребёнок – не только ученик, но и сын (дочь), друг и просто человек;

  • различные техники снятия эмоционального напряжения, например дыхательная гимнастика, которая поможет успокоиться и насытить мозг кислородом.

«Но самое главное – подросток должен не просто знать, но и чувствовать, что вы его любите, всегда готовы помочь и поддержать, что вы верите в него и что у него всё получится. Ну а если вдруг что‑то пойдёт не так, то это не конец света, и вместе вы найдёте выход из любой ситуации», – подытожила психолог.

Подготовила Тамара Акиньшина

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ПроисшествияСегодня, 09:38
Восемь человек пострадали в результате атаки дрона на рейсовый автобус в посёлке Октябрьский
Материал
ОбществоСегодня, 09:21
Вячеслав Гладков: «Мы приобрели 200 комплектов бронезащиты для врачей скорой помощи»
Материал
ОбществоВчера, 17:05
Вячеслав Гладков: «Продолжаем оснащать регион новой коммунальной техникой»