Рентгенотерапевтический аппарат ТЕРАД 200 предназначен для лечения поверхностно расположенных опухолей. Может также применяться для лечения некоторых доброкачественных образований, дерматологических, ревматологических заболеваний.
«Мы получили этот аппарат в середине июля. В области он единственный такой. Но пока велась работа по оформлению всей необходимой документации, пока мы получали разрешения – это дело не быстрое. Плюс ещё время на установку оборудования. Поэтому мы начали работать на нём около недели назад», – рассказал главный врач Белгородского областного онкологического диспансера Андрей Шаманов.
До этого в медучреждении находился подобный аппарат немецкого производства. Но он выработал свой ресурс и требовал замены. Новый привезли из Республики Беларусь.
«Для нас это особенно важно, потому что нет рисков, что он попадёт под санкции, – добавляет Андрей Валерьевич. – К тому же новое оборудование более мобильное и многофункциональное, а в управлении, отмечу, проще, легче. Ещё в нём есть автономная система охлаждения, мы теперь не зависим от водоснабжения. Примечательно, что он оснащён источником бесперебойного питания. В случае отключения электричества мы можем спокойно долечить пациента».
«Это особенно актуально в нынешних условиях, – уточняет собеседник, – потому что сеанс лечения не прерывается и пациент, благодаря автономному источнику, получает необходимую терапию до конца».
Аппарат позволяет доставлять терапевтическую дозу непосредственно в очаг заболевания, минимально воздействуя на прилежащие ткани. Его применяют для лечения очагов, расположенных на глубине от 0 до 30 мм.
Управление аппаратом и контроль за процедурой облучения осуществляются с пульта и автоматизированного рабочего места оператора, оснащённого специальным программным обеспечением.
Перед медицинским персоналом расположено несколько мониторов. На одном из них транслируется изображение с камер, установленных внутри изолированного помещения, где функционирует аппарат. Это позволяет медикам наблюдать за пациентом в режиме реального времени и контролировать его состояние и положение.
В случае возникновения непредвиденных ситуаций процедура немедленно приостанавливается. Большая красная кнопка «Стоп» находится на видном месте.
Кроме того, на этом центральном пульте задаются параметры лечения и устанавливают требуемую дозу облучения.
Для обеспечения максимальной точности при облучении используются специальные приспособления – тубусы, направляющие поток излучения на заданную глубину в определённой зоне. Они все разных форм и размеров.
«Врачи у нас уже имели необходимую квалификацию для работы на подобном аппарате. Дополнительно проходило обучение от поставщика оборудования на работе именно с конкретной моделью. Длительность процедуры зависит от глубины, на которую мы должны воздействовать, и дозы, которую мы хотим выдать. Если брать примерное время, то это около трёх минут. Количество сеансов также зависит от состояния пациента, начинается от пяти и более», – пояснил врач.
Лечение на рентгенотерапевтическом аппарате проходят пациенты со всей области. Но госпитализируют не всех, в больницу ложатся люди с дальних районов, которые не могут ездить на процедуры или находятся в тяжёлом состоянии. Остальные лечатся амбулаторно.
«Также кладём в больницу, если есть сопутствующая патология, например сердечная. Ведь большинство наших пациентов возрастные, – отмечает Андрей Валерьевич. – Конечно, как и у любой процедуры, здесь имеются противопоказания. Но они обсуждаются индивидуально с врачом. Часто бывает, что приходят пациенты, которые прочитали информацию в Интернете, что-то где-то услышали и начинают рассказывать, как их нужно лечить».
«Между тем для определения показаний к лечению или для противопоказаний нужно иметь необходимое врачебное образование, – продолжает он. – Шесть лет института, два года ординатуры и постоянное повышение квалификации. А то сейчас многие пациенты говорят мне об иммунотерапии и считают её чуть ли не панацеей от рака. При этом совершенно забывают, что у неё, как и у любого лечения, есть свои побочные эффекты, в том числе и угрожающие жизни».
Для проведения процедуры пациента укладывают на кушетку, фиксируют место облучения и начинают воздействие. Во время сеанса он не испытывает никаких болезненных ощущений.
«Больных приходит много на лечение, хотя у нас есть и альтернативные методы. Например, фотодинамическая терапия, когда вводят радиосенсибилизаторы (вещества, которые делают раковые клетки более чувствительными к облучению) в вену и на специальном аппарате участок кожи локально облучается лучом лазера. По сути, мы вызываем радиационный ожог с уничтожением опухолевых клеток. Методика интересная, можно сказать, что мы в первых рядах её освоения. Наши специалисты ездили с докладами по другим диспансерам, делились опытом, рассказывали, что мы умеем», – добавил главврач.
Он объяснил, что легче всего лечить заболевание, когда его выявляют на ранней стадии:
«Чем меньше будет запущенных случаев, тем дольше можно жить. Визуальные формы кожных заболеваний именно на ранней стадии выявляют в более чем 60 процентах случаев. Поэтому профосмотрами пренебрегать никогда не стоит».
Маргарита Грачёва, газета «Белгородская правда»