Сегодня Россия живёт в непростое, очень тяжёлое время. И вместе с тем она стоит на пути новых возможностей. На Всероссийском идеологическом форуме начальник управления президента России по обеспечению деятельности Госсовета Александр Харичев сказал, что нет такой второй страны в мире и сейчас как никогда для народа важна русская идея с опорой на семью и патриотизм. При этом он должен быть деятельным и представлять вершину «пентабазиса» (пятиуровневая модель, предлагаемая администрацией президента России как идеология российского общества. — Прим. авт.). Для человека ценностная доминанта — это созидание, для семьи — традиции, для общества — согласие, для государства — доверие к институтам, для страны — патриотизм. На уровне установок личности патриотизм означает «идентифицировать себя со страной, гордиться ею, понимать важность защиты целостности и независимости Родины».
Понятие «патриотизм» можно классифицировать по различным видам. Современный музей позиционируют как площадку воспитания личности в направлении историко-краеведческого, культурного и военного патриотизма.
Корочанскому районному историко-краеведческому музею в 2024 году исполняется 30 лет. Со времени основания здесь уделяют особое внимание теме любви к Родине. Первый директор музея Александра Долгополова вела большую работу с участниками патриотических клубов на базе школ Корочанского района. Ученики переписывались с ветеранами войны, оформляли альбомы с воспоминаниями героев. Активное сотрудничество с районным военным комиссариатом выражалось в проведении мероприятий с будущими защитниками Родины. Ребята с интересом узнавали на лекциях о подвигах земляков — Героев Советского Союза, обсуждали фильмы о войне и Великой Победе, в беседах с ветеранами учились принимать ответственные решения. На основе сложившихся представлений они проявляли верное самоопределение в жизни, патриотизм был для них естественным качеством, включающим любовь к Родине и стремление защищать её.
Сегодня музей расширяет возможности для воспитания и укрепления патриотических чувств корочанцев разных возрастов. Для этого он активно сотрудничает с учреждениями образования и культуры, общественными организациями. Это диктует внедрение различных как традиционных, так и инновационных форм деятельности.
Современная система образовательного взаимодействия музея со школой фундаментально меняется. Заявляя о необходимости совместной работы школы и музея, исследователь Любовь Ванюшкина подчёркивает, что взаимообусловленная деятельность не должна быть замещающей. Теоретическое освоение мира идей в школе продолжается в мире вещей музея, где за каждым предметом коллекции стоит опыт реальной личности.
В Корочанском музее разработана программа музейно-образовательной деятельности «На защите южных рубежей». Она ориентирована на пробуждение, развитие у школьников духовности и нравственности, становление патриотического сознания. Опора на яркие образцы мужества, проявленные земляками в различные периоды военной истории, удивительные факты биографий выдающихся людей мирных профессий: учёных, аграриев, медиков, педагогов, спортсменов, прославивших родную землю, даёт уникальную возможность равнения современной молодёжи на предков, культивирует стремление отдавать силы разума и энергию души на благо России.
Безусловно, традиционные занятия, музейные уроки, лекции и экскурсии для учащихся важны и необходимы, и они в достаточном количестве представлены в программе. Однако совместная работа школы и музея выведена за пределы разовых мероприятий и стала планомерной с обращением к разнообразным инновационным формам совместной работы: историческим реконструкциям, музейным праздникам, творческим конкурсам, исследовательским проектам, игровым программам. Участие в квестах и квизах в музее предполагает не только увидеть и запомнить, но и самому пройти путь, найти ответ, изобрести велосипед заново. Подобные технологии пользуются большим интересом у корочанских школьников.
Районный музей активно взаимодействует со школьными музеями. Они не только являются достоянием образовательных учреждений, но и бережно хранят историю поселений. Так, например, совместно с руководителем школьного музея в Большой Халани Сергеем Лысенко давно развивается направление военного патриотизма. В рамках проекта «Живая память» провели исторические реконструкции событий в дни освобождения города Корочи от фашистов. Школьники активно изучали факты по имеющимся в фондах районного и школьного музеев документам, участвовали в костюмированной театрализации. Они на деле прочувствовали, что армия — это мужество, героизм, стойкость и сила характера, а настоящие мужчины должны быть готовы защищать своё Отечество. Сергей Иванович ни минуты не сомневается, что молодое поколение в случае необходимости не подведёт ни отцов, ни дедов.
Необходимо особо отметить и работу музея с районным Домом детского творчества, она позволяет вовлекать большое количество детей и молодёжи в тематические конкурсы, исследования и проекты патриотической направленности. Так, цикл презентаций выставочного проекта о событиях Курской битвы «До последнего дыхания», разработанного и реализованного сотрудниками музея при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, посетили более 2 000 школьников Корочанского района.
В работе с дошкольными образовательными учреждениями актуально направление краеведческого патриотизма. Предусмотрено множество игровых и творческих занятий. Ребёнку важно увидеть всю красоту родного края, узнать о его уникальности и значимости, полюбить малую родину, чтобы стать достойным гражданином такой великой и могучей страны, как Россия. Особенно востребованными у корочанских дошколят стали мастер-классы с краеведческими раскрасками и лото.
Атмосферу для формирования патриотических чувств жителей и гостей района создаёт также сотрудничество музея с учреждениями культуры. В рамках различных мероприятий организуются выставки, тематические экскурсии и программы. На базе Центра молодёжных инициатив разработано направление «Волонтёры музея», оно координирует действия заинтересованной общественности. Юные добровольцы участвуют в восстановлении и охране объектов наследия, просветительских акциях, осваивают азы музейной науки, помогают сверстникам в расширении кругозора в области краеведения.
Музей сотрудничает с общественными организациями Корочанского района — коллектив учреждения хорошо знает местное сообщество, своих потенциальных посетителей, понимает их интересы и мотивы. В музее стало традицией ежегодно проводить в феврале месячник патриотизма. Череда Дней воинской славы сопровождается циклом мероприятий. Жители и туристы участвуют в экскурсиях, дискуссиях, круглых столах, мастер-классах. Общение с ветеранами, участниками боевых действий в горячих точках в рамках трансляции «Не ради славы и наград» показывает живой интерес молодёжи, потребность в образцах патриотизма.
Анализ встреч с представителями общественности, районных организаций ветеранов, инвалидов в рамках инициативы главы администрации Корочанского района Николая Нестерова «У себя в гостях» показывает, что такие инновации очень востребованы и крайне важны в деле историко-культурного патриотизма. Общаясь с людьми соседнего села, знакомясь с обновлёнными объектами промышленности, сельского хозяйства, культуры, образования, здравоохранения, жители района испытывают искреннюю гордость за свою малую родину. На встречах с туристами из соседних муниципалитетов в рамках проекта губернатора «К соседям в гости!» всегда можно услышать восхищение уникальностью Корочанского края, богатством его истории, архитектуры, ярких биографий выдающихся людей.
Таким образом, сотрудничество музея с различными организациями слагается в чёткую систему, включающую разнообразные формы деятельности, направленной на укрепление патриотических чувств жителей и гостей Корочанского района.
Эльвира Жданова, научный сотрудник Корочанского районного историко-краеведческого музея