В мир искусства каждый художник привносит что-то уникальное своим творчеством, и Тая Лапочкина – не исключение. В рамках масштабного проекта «Сохранение визуального образа и исторической памяти храмов Бирюченского округа» она создала цикл картин, на которых изображены храмы, соборы и церкви Красногвардейского района. А как руководитель Дома ремёсел она активно поддерживает и развивает различные творческие направления, делая искусство доступным для всех желающих.
«Серьёзно увлекаться творчеством я начала в подростковые годы. Сначала окончила Алексеевский педколледж по направлению «изобразительное искусство», потом – вуз. У меня в семье все учителя, а я хотела продолжать рисовать, вот и совместила два в одном. Устроилась в Дом ремёсел. Спустя год работы мы, сотрудники, решили, что нужно создать что-то значимое для нашего учреждения. Так и появилась идея проекта «Храмы Бирюченского округа». Наша земля богата на церкви, даже в самых маленьких сёлах есть часовни. Было решено запечатлеть это богатство, и руководство поддержало нашу идею. Всего написано 27 работ. На создание каждой картины уходило около месяца, плюс надо было про основную работу не забывать, старалась всё совмещать», – рассказала художница.
Тая рисовала с натуры и по фотографии. Для набросков и эскизов было не так много времени, поэтому художница сделала несколько снимков, чтобы не упустить ни единой детали:
«Фотография не передаёт всего окружающего многообразия. Да, с неё проще срисовать, но во время работы с натуры всё подвижно, меняется освещение, состояние природы. И все нюансы нужно успеть поймать. Делала несколько этюдов, потом из них выбирала самый удачный, который и переносила на холст».
Художница работала в разное время года, особенно ей запомнились зимние наброски, когда из-за мороза приходилось рисовать очень быстро, а руки уже через несколько минут становились ледяными и переставили слушаться.
«После завершения проекта мы организовали выставку, много людей её посетили. Часть картин возили на форум «Россия» в Москве. Их там приняли хорошо, – делится художница. – Конечно, критика всегда присутствует – на вкус и цвет товарищей нет. Например, храмы же вдалеке написаны, и не всегда с моей точки был виден крест. Некоторые ко мне подходили и спрашивали, почему я его не нарисовала. Такие моменты всегда есть, я спокойно отношусь к критике – если она конструктивна, то это, наоборот, помогает мне в работе над собой. Многие священнослужители изображённых храмов видели мои картины и положительно их оценили. Это очень приятно».
Художница пробует себя в разных направлениях и сейчас рисует интерьерные картины, экспериментирует с объёмной живописью.
«Есть два варианта их создания: с помощью обычной шпаклёвки и смешивая масло с диоксидом кремния. После высыхания он очень лёгкий, практически невесомый и под ним холст не провисает, как под шпаклёвкой, – объясняет художница. – Но он очень долго застывает, около месяца нужно ждать. А шпаклёвка, наоборот, через пару часов уже схватывается, и можно покрывать краской».
Помимо живописи, Тая занимается декоративно-прикладным творчеством – создаёт валяные игрушки, используя технику сухого валяния. Увлеклась ею примерно четыре года назад, и по мастер-классам из Интернета самостоятельно всё освоила. На память мастерица оставила свою первую игрушку – белочку, чтобы следить за прогрессом в последующих работах. Сейчас она уже может создать небольшую фигурку за день и преподаёт валяние детям.
«С подростками работаю в технике сухого валяния, они уже могут справиться с иглой, а вот с малышами – в технике мокрого, где нужны только вода и мыло, – рассказывает Тая. – В прошлом году подавалась на звание народного мастера, но не получила. Мне сказали, что всё хорошо, но игрушки должны быть большего размера. Планирую улучшить свои навыки, доработать нюансы и снова подать заявку».
В Доме ремёсел постоянно проводят мастер-классы для детей и подростков. У Таи две группы по 20 воспитанников.
«Среди наших ребят многие посещают клубные системы и кружки искусств. Работать с детьми стало сложнее, особенно в последнее время. Их трудно удивить. Некоторые не хотят долго выполнять работу и предпочитают короткие задания, которые можно быстро завершить. Например, если нужно нарисовать картину за месяц, не все согласятся. Поэтому мы стараемся проводить мастер-классы, используя нетрадиционные техники рисования, чтобы ребята могли быстро выполнить работу и уйти счастливыми домой», – добавила художница.
Художница работает с разными материалами, но самым любимым всегда остаётся масло. Она объясняет, что если совершить ошибку в акварели, её уже ничем не исправить. А масло корректируется: даёшь ему время подсохнуть, снимаешь мастихином и можешь дальше работать.
«Когда я поступала в колледж, даже школу искусств не оканчивала. Да, я срисовывала какие-то картины, но это всё любительский уровень. И у нас был потрясающий директор, который заходил на экзамен, улыбался и говорил: «Умеешь держать карандаш – рисовать научим». И действительно научили, специалисты были очень хорошие. За четыре года освоила штриховку, построение, академический рисунок, было много работ с натюрмортами и портретами, иногда пейзажи, – рассказывает художница. – Когда мы учились в колледже, всегда была надежда, что если что-то не получилось, преподаватель придёт и поправит. А в БелГУ к твоей работе никто не должен был прикасаться. Словесно как-то подсказывали, но никогда не садились за твою картину, никогда не накладывали свой штрих, потому что это уже была бы не твоя работа. Так нас воспитали надеяться только на самих себя».
Тая рассказывает, что хранит все свои первые работы. По ним можно наглядно отследить, как менялась техника и улучшались навыки рисования:
«Смотрю на свои картины из колледжа, и мне кажется, что их рисовали мои ученики, а не я. В любом деле с опытом и тренировками навык улучшается. Мне нравится рисовать пейзажи или натюрморты, а вот портрет – не моё. Я не могу поймать изюминку, которая есть у каждого человека. Но очень хочется научиться, это пока недостижимая цель, к которой я потихоньку иду. Нужно наработать практику, делать побольше зарисовок с натуры, и в конце концов у меня всё получится».
По словам Таи, огромную поддержку ей оказывает муж Сергей. Часто она рисует и после работы, если загорелась идей – будет сидеть до упора, пока не закончит:
«Иногда не хватает времени на какие-то домашние дела, муж сам всё делает, чтобы я спокойно могла и дальше заниматься картинами. Конечно, я ему очень благодарна за это».
Художница советует не бояться и пробовать свои силы. Она отмечает, что любому творческому человеку свойственна неуверенность.
«Часто бывает, что ты столкнулся не с теми людьми, они подавили твои идеи – и всё. Кто-то может вообще бросить заниматься живописью или музыкой. Мне до сих пор приходится перебарывать неуверенность в своих силах, где-то получается лучше, где-то хуже. Я стараюсь своих учеников хвалить и подбадривать, чтобы они не бросили любимое дело и главное – не разочаровались в себе», – отметила Тая.
Маргарита Грачёва, газета «Белгородская правда»