Local Logo
Новости Корочанского района Белгородской области
107.74
+0.00$
114.31
+0.00
+0 °С, облачно
Белгород

Богатство родного края

21 ноября , 14:29ОбществоФото: Алексей Дацковский

Подростковое увлечение жительницы Красногвардейского района превратилось в профессию.

В мир искусства каждый художник привносит что-то уникальное своим творчеством, и Тая Лапочкина – не исключение. В рамках масштабного проекта «Сохранение визуального образа и исторической памяти храмов Бирюченского округа» она создала цикл картин, на которых изображены храмы, соборы и церкви Красногвардейского района. А как руководитель Дома ремёсел она активно поддерживает и развивает различные творческие направления, делая искусство доступным для всех желающих.

С натуры и по фотографии

«Серьёзно увлекаться творчеством я начала в подростковые годы. Сначала окончила Алексеевский педколледж по направлению «изобразительное искусство», потом – вуз. У меня в семье все учителя, а я хотела продолжать рисовать, вот и совместила два в одном. Устроилась в Дом ремёсел. Спустя год работы мы, сотрудники, решили, что нужно создать что-то значимое для нашего учреждения. Так и появилась идея проекта «Храмы Бирюченского округа». Наша земля богата на церкви, даже в самых маленьких сёлах есть часовни. Было решено запечатлеть это богатство, и руководство поддержало нашу идею. Всего написано 27 работ. На создание каждой картины уходило около месяца, плюс надо было про основную работу не забывать, старалась всё совмещать», – рассказала художница.

Тая рисовала с натуры и по фотографии. Для набросков и эскизов было не так много времени, поэтому художница сделала несколько снимков, чтобы не упустить ни единой детали:

«Фотография не передаёт всего окружающего многообразия. Да, с неё проще срисовать, но во время работы с натуры всё подвижно, меняется освещение, состояние природы. И все нюансы нужно успеть поймать. Делала несколько этюдов, потом из них выбирала самый удачный, который и переносила на холст».

Художница работала в разное время года, особенно ей запомнились зимние наброски, когда из-за мороза приходилось рисовать очень быстро, а руки уже через несколько минут становились ледяными и переставили слушаться.

«После завершения проекта мы организовали выставку, много людей её посетили. Часть картин возили на форум «Россия» в Москве. Их там приняли хорошо, – делится художница. – Конечно, критика всегда присутствует – на вкус и цвет товарищей нет. Например, храмы же вдалеке написаны, и не всегда с моей точки был виден крест. Некоторые ко мне подходили и спрашивали, почему я его не нарисовала. Такие моменты всегда есть, я спокойно отношусь к критике – если она конструктивна, то это, наоборот, помогает мне в работе над собой. Многие священнослужители изображённых храмов видели мои картины и положительно их оценили. Это очень приятно».

Художница пробует себя в разных направлениях и сейчас рисует интерьерные картины, экспериментирует с объёмной живописью.

«Есть два варианта их создания: с помощью обычной шпаклёвки и смешивая масло с диоксидом кремния. После высыхания он очень лёгкий, практически невесомый и под ним холст не провисает, как под шпаклёвкой, – объясняет художница. – Но он очень долго застывает, около месяца нужно ждать. А шпаклёвка, наоборот, через пару часов уже схватывается, и можно покрывать краской».

Любимый материал

Помимо живописи, Тая занимается декоративно-прикладным творчеством – создаёт валяные игрушки, используя технику сухого валяния. Увлеклась ею примерно четыре года назад, и по мастер-классам из Интернета самостоятельно всё освоила. На память мастерица оставила свою первую игрушку – белочку, чтобы следить за прогрессом в последующих работах. Сейчас она уже может создать небольшую фигурку за день и преподаёт валяние детям.

«С подростками работаю в технике сухого валяния, они уже могут справиться с иглой, а вот с малышами – в технике мокрого, где нужны только вода и мыло, – рассказывает Тая. – В прошлом году подавалась на звание народного мастера, но не получила. Мне сказали, что всё хорошо, но игрушки должны быть большего размера. Планирую улучшить свои навыки, доработать нюансы и снова подать заявку».

В Доме ремёсел постоянно проводят мастер-классы для детей и подростков. У Таи две группы по 20 воспитанников.

«Среди наших ребят многие посещают клубные системы и кружки искусств. Работать с детьми стало сложнее, особенно в последнее время. Их трудно удивить. Некоторые не хотят долго выполнять работу и предпочитают короткие задания, которые можно быстро завершить. Например, если нужно нарисовать картину за месяц, не все согласятся. Поэтому мы стараемся проводить мастер-классы, используя нетрадиционные техники рисования, чтобы ребята могли быстро выполнить работу и уйти счастливыми домой», – добавила художница.

Художница работает с разными материалами, но самым любимым всегда остаётся масло. Она объясняет, что если совершить ошибку в акварели, её уже ничем не исправить. А масло корректируется: даёшь ему время подсохнуть, снимаешь мастихином и можешь дальше работать.

«Когда я поступала в колледж, даже школу искусств не оканчивала. Да, я срисовывала какие-то картины, но это всё любительский уровень. И у нас был потрясающий директор, который заходил на экзамен, улыбался и говорил: «Умеешь держать карандаш – рисовать научим». И действительно научили, специалисты были очень хорошие. За четыре года освоила штриховку, построение, академический рисунок, было много работ с натюрмортами и портретами, иногда пейзажи, – рассказывает художница. – Когда мы учились в колледже, всегда была надежда, что если что-то не получилось, преподаватель придёт и поправит. А в БелГУ к твоей работе никто не должен был прикасаться. Словесно как-то подсказывали, но никогда не садились за твою картину, никогда не накладывали свой штрих, потому что это уже была бы не твоя работа. Так нас воспитали надеяться только на самих себя».

Практика и опыт

Тая рассказывает, что хранит все свои первые работы. По ним можно наглядно отследить, как менялась техника и улучшались навыки рисования:

«Смотрю на свои картины из колледжа, и мне кажется, что их рисовали мои ученики, а не я. В любом деле с опытом и тренировками навык улучшается. Мне нравится рисовать пейзажи или натюрморты, а вот портрет – не моё. Я не могу поймать изюминку, которая есть у каждого человека. Но очень хочется научиться, это пока недостижимая цель, к которой я потихоньку иду. Нужно наработать практику, делать побольше зарисовок с натуры, и в конце концов у меня всё получится».

По словам Таи, огромную поддержку ей оказывает муж Сергей. Часто она рисует и после работы, если загорелась идей – будет сидеть до упора, пока не закончит:

«Иногда не хватает времени на какие-то домашние дела, муж сам всё делает, чтобы я спокойно могла и дальше заниматься картинами. Конечно, я ему очень благодарна за это».

Художница советует не бояться и пробовать свои силы. Она отмечает, что любому творческому человеку свойственна неуверенность.

«Часто бывает, что ты столкнулся не с теми людьми, они подавили твои идеи – и всё. Кто-то может вообще бросить заниматься живописью или музыкой. Мне до сих пор приходится перебарывать неуверенность в своих силах, где-то получается лучше, где-то хуже. Я стараюсь своих учеников хвалить и подбадривать, чтобы они не бросили любимое дело и главное – не разочаровались в себе», – отметила Тая.

Маргарита Грачёва, газета «Белгородская правда»

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 13:33
Творить добро от всей души. Новое пространство для волонтёров открыли в Погореловке
Материал
ОбществоСегодня, 11:42
Закон о госпабликах вступил в силу два года назад
Материал
ПроисшествияСегодня, 08:50
Восемь муниципалитетов Белгородской области попали под обстрел ВСУ за минувшие сутки