Оказалось, что это направление востребовано в районе. Позже благодаря победе в конкурсе общественно значимых проектов первичных отделений партии «Единая Россия» в Короче открыли Центр адаптивной физической культуры. На выделенные средства супруги купили оборудование, создали кабинет массажа и приобрели сенсорную платформу.
«Единая Россия» выделила нам средства на тренажёры, район помог отремонтировать и организовать помещение», — рассказывает Андрей Савин.
Деятельность центра не медицинская, а физкультурно-оздоровительная. Люди проходят реабилитацию в лечебных учреждениях, а в постреабилитационный период приходят сюда.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья организован десятидневный курс. Занятия проходят два-три раза в неделю. Также центр посещают дети, у которых есть дефекты в развитии.
Андрей Михайлович рассказывает, что каждое занятие начинается с разминки. Она нужна для того, чтобы подготовить мышцы к физическим нагрузкам. В центре есть беговая дорожка с подвесом. Она предназначена для детей, которые не ходят.
«На ней поднимаем ребёнка до нужного уровня и учим ходить», — говорит Андрей Савин.
Для развития нервной системы супруги используют специальный тренажёр с биологической обратной связью. Дети становятся на платформу и проходят лабиринт.
«Тут есть визуальный ориентир. Выстраивается совместная работа нервной системы и мышц. Плюс к этому ещё визуальный контроль», — поясняет инструктор.
На тренажёрах развивают опорно-двигательный аппарат и стопы, силу и выносливость мышц, расслабляют или наоборот напрягают их. С детьми Андрей Савин делает нейрогимнастику — комплекс упражнений, которые активируют работу мозга через выполнение физических движений. Ребёнок становится на балансировочную полусферу и начинает жонглировать. Он держит равновесие и одновременно следит за шариками — таким образом устанавливается ещё и визуальный контроль. Во время этого упражнения также задействуются левое и правое полушария мозга.
«Эта гимнастика не только для рук, ног и нервной системы, но и для самого мозга. Детям она помогает развивать нервную и вестибулярную системы, адаптирует к гравитационной нагрузке», — рассказывает он.
По словам Андрея Савина, дети очень любят гамак, который хорошо стимулирует работу вестибулярного аппарата:
«Они просто в него садятся или ложатся и изучают собственное тело. От него идут различные сигналы и команды в нервную систему. Она получает сенсорную информацию и преобразует её в новые нейронные связи, контуры работы нейронов в головном мозге. Мы подключаем сюда проприоцептивные упражнения, направленные на развитие способности тела чувствовать своё положение в пространстве и координировать движения. Также сюда ещё подключаем моторику — ребёнок начинает что-то делать руками, у него развиваются крупномоторные или мелкомоторные навыки».
Недавно в центре трёхлетняя девочка с генетическими нарушениями прошла курс по адаптивной физкультуре. После занятий у неё выработались стереотипы ползания.
«Она не понимала, как это делать, от неё не было никакой обратной связи — ребёнок не разговаривал. Мы делали массажи, а научить ползать так и не получалось. Что мы сделали? Во-первых, поработали с паттернами: у каждого ребёнка они закладываются до полутора лет — это называется моторный онтогенез. То есть она его не прошла — не ползала ни по-пластунски, ни на четвереньках. Во-вторых, накрывали ребёнка утяжелённым одеялом и давали визуальный ориентир. Она выкручивалась, то есть вместо ползания делала перекаты. На седьмом-восьмом занятии ребёнок потянул ножку — искал опору, чтобы оттолкнуться. В итоге при помощи таких средств у неё выработались стереотипы ползания», — рассказывает Андрей Савин.
Занятия в Центре адаптивной физкультуры помогли девочке с проблемами опорно-двигательного аппарата почувствовать себя увереннее. Она стала не только смело стоять на ногах, но и поборола свои страхи.
«Из-за недуга девочка боялась прыгать на батутах. После занятий полюбила их, потому что теперь знает правильную технику прыжка. У неё правильно развивается нервная система, мышцы. Всё то, что мы здесь тренируем», — говорит Андрей Савин.
Самое главное в работе Андрея Савина — это результат. И видны улучшения в здоровье детей. Сейчас к нему на занятия приходят шесть детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
«Если есть маленький прогресс, это уже результат. Он может быть неочевидный, но для родителей заметный. Для меня тоже. Даже если приходят нормотипичные дети по дефектам развития — у них становится лучше осанка, функция стопы. У ребёнка развивается вестибулярная уверенность», — рассказывает специалист.
Раньше сын Надежды Смородченко мог только лежать в кровати, а сейчас он сидит в коляске, разговаривает, может ходить на ходунках.
«Адаптивной физкультурой мы занимаемся пять лет. Андрей Михайлович хороший специалист, домой к нам ездил делать массаж, теперь мы сами приходим к нему», — говорит корочанка.
Светлана Гнездилова со своим ребёнком посещает центр с начала года. Узнали о нём от близких.
«У нас небольшие проблемы с осанкой. Ребёнку нравится здесь заниматься. Андрей Михайлович всегда поможет и подскажет», — говорит Светлана.
После прохождения курса супруги дают родителям необходимые рекомендации, а также список индивидуальных упражнений, которые нужно выполнять дома: кому-то предлагают кататься на роликах, кому-то — на коньках, а кому-то ходить на плавание. Всё зависит от характера заболевания.
Алина Стешенко