Издательский дом «Мир Белогорья» выпустил новую игру — краеведческое лото об истории Белгородской области. Играть в неё можно всем: взрослым и детям, родителям и учителям, бабушкам и дедушкам. Можно посоревноваться втроём, впятером или даже всем классом.
На такие соревнования нас пригласили в Погореловскую среднюю школу. Биться за звание лучшего краеведа собрались ученики 8-го «А» класса. Ребята разделились на две команды по шесть человек, оставшиеся школьники стали независимыми экспертами. Их задача — помогать решать спорные ситуации, например, если участники обеих команд назвали правильный ответ.
На роль ведущей выбрали учительницу русского языка и литературы Ларису Авдееву. Она приветствует гостей и напоминает правила игры. В коробке 20 карточек с иллюстрациями и 120 карточек с фактами об истории Белгородской области. Ведущий озвучивает вопросы, дети на них отвечают. Игрок, который нашёл у себя правильный ответ, называет его номер ведущему и закрывает картинку соответствующей карточкой из колоды.
Игра продолжается, пока кто‑то из участников полностью не закроет своё игровое поле. Но поскольку корочанцы решили провести командные соревнования, победителя решили определять по общему количеству правильных ответов. Если ребята затруднялись ответить, то могли использовать подсказку: один раз за игру обратиться за помощью к Интернету.
Лариса Авдеева приветствовала участников:
«В преддверии 65-летия Белгородской области приятно вспомнить самые значительные этапы истории региона. И краеведческое лото сегодня нам в этом поможет. В этом турнире принимают участие две команды: «Пушкинисты» и «Шуховцы». За игрой наблюдают болельщики и эксперты. Победу одержит та команда, которая лучше всех справится с заданиями. Поборемся, ребята?»
Мальчишки и девчонки одобрительно гудят, и мы все переносимся в игровой зал какой‑нибудь интеллектуальной телепередачи. Учитель (ну словно Тина Канделаки!) зачитывает первый вопрос:
— Белгородский областной журнал для детей и подростков!
Первые тянут руку «Пушкинисты»:
— «Большая переменка». Есть ответ!
Второй вопрос уже посложнее:
— В этом доме в Белгороде с 1892 года располагалась типография, магазин и гостиница известного купца. Типография печатала афиши, книги, газету «Белгородский листок», а после революции 1917 года — «Белгородскую правду».
Ответа нет.
— Пропускаем, — сообщает ведущая и зачитывает следующую карточку.
— Именем этого степного зверька, распространённого в Белгородской области на Руси, называли ленивых людей. Он живёт в глубоких норах с собственной спальней и кладовой. Первой была команда «Шуховцы». Прошу!
— Сурок байбак!
— Правильно, сурок байбак. Я надеюсь, здесь таких людей нет, — комментирует учительница.
На следующий вопрос ребята отвечают, даже не дослушав.
— Прообразом этого современного музейного комплекса в Корочанском районе стал город-крепость XVII века, который входил в Белгородскую черту.
«Шуховцы» называют Яблоново.
— Молодцы! — хвалит ведущая.
Команду мальчишек активно поддерживают и зрители. Энергия и азарт «Шуховцев» по цепочке передаются и сдержанным «Пушкинистам». Спокойный и размеренный ход игры остаётся в прошлом, а изначально домашняя игра превращается в настоящую интеллектуальную битву.
Ведущая озвучивает следующий вопрос:
— Здание этого учебного заведения в Короче — одно из красивейших в городе…
И тут же досрочный ответ «Пушкинистов».
— Школа имени Дмитрия Константиновича Кромского.
— Да! Более ста лет назад его передал в дар землякам местный купец. Молодцы! — удостаивается похвалы и вторая команда.
Ребята продолжают играть, а я задумываюсь: и почему в мои школьные годы так не было? Как вспомню эти тянущиеся уроки, цифры, которые никак не могли запомниться, и факты, которые не хотели оставаться надолго в памяти… Аж оскомина берёт, как будто съела кислый-прекислый лимон. А ведь вполне можно было разнообразить уроки вот такой игрой. Соревноваться классами, устраивать турниры с педагогами. Да что там, даже контрольные тестирования можно было бы так проводить.
Мои размышления прерывает голос ведущей:
— Ну с какой стати в Музее Первой конной армии будут храниться бивни мамонта?! Нет ответа? Тогда пропускаем.
Следующий вопрос про известный волейбольный клуб «Белогорье». Её дети угадывают сразу же.
— Плодоводческая столица Белгородской области, — несколько рук тут же взмывают вверх, — которую известнейший российский агроном Иван Мичурин назвал вторым Крымом?
— Короча!
— Молодцы! Узнали свой город с первого предложения. Теперь возвращаемся к карточкам, которые не были разгаданы.
Ведущая зачитывает вопрос про дом-типографию. Ответа опять нет.
— Что же это за дом такой загадочный? Хорошо, ещё вернёмся к нему, — сетует учительница.
Следующий вопрос:
— Музей легендарной армии времён Гражданской войны в Великомихайловке. Находится в доме, где был подписан приказ о её формировании. Любимый экспонат посетителей — наусник маршала Будённого. Шуховцы, вам слово.
— Музей Первой конной армии.
— Ну наконец‑то! Сказано же, легендарной армии. И сразу понятно какой. А кто ею командовал?
— Конев? — раздаётся робкий голос паренька.
— Нет, не Конев. Конев тогда ещё маленький был, — говорит Лариса Авдеева.
Итак, счёт сравнялся. Вопросы как будто стали сложнее. Если поначалу дети где‑то стеснялись, то теперь полностью отдались игре. Ведущая задаёт вопрос про Музей природы Белогорья, что в селе Большом Прохоровского района. За столами идёт оживлённый спор. Наконец кто‑то из школьников озвучивает ответ.
— Да нет же! — отвечают ему с другого стола и дебаты возобновляются.
В спор включается директор школы. Рассказывая про близлежащее село Пестуново, пытается навести участников на мысль. Наконец загадка разгадана. Осталось всего три карточки. Напряжение растёт. Учительница задаёт следующий вопрос:
— Издатель, писатель, переводчик, родившийся в 1742 году в Белгороде. Одним из первых в России перевёл Вольтера, Горация, Сенеку. Создал историческое, географическое и топографическое описания Санкт-Петербурга.
Методом исключения школьники выбирают Василия Рубана и угадывают. На очереди следующий вопрос.
— Самый мелкий представитель семейства оленьих, обитающий в белгородских лесах. Отличается стройностью и грациозностью.
Команды поднимают руки почти одновременно. «Косуля, косуля, косуля» — раздаётся с обоих столов. Ведущая обращается к экспертам, те показывают на «Шуховцев».
— Что же нам делать, эксперты? Может, вообще не засчитывать?
— Как не засчитывать, мы первые подняли руку! — возмущаются в ответ мальчишки. Обстановка накаляется, последние карточки могут решить весь ход игры. В аудитории становится шумно.
— Тихо, тихо! Первыми были «Шуховцы», так решили эксперты, — призывает к порядку Лариса Авдеева.
И вот последний вопрос. Ведущая снова зачитывает карточку про дом. «Шуховцы» поднимают руки:
— Подсказку можно?
Мальчишке разрешают поискать ответ в интернете. Звенит звонок, но никто не обращает на него внимания. «Пушкинисты» тоже устремляются к компьютеру — условия равные для всех. Теперь всё решает время, с какой скоростью ребята найдут правильный ответ.
В зале тишина, слышно только, как стучат клавиши клавиатуры. Ребята сосредоточенно ищут информацию.
— Дом Вейнбаума! — наконец‑то звучит из‑за столов. Посовещавшись, ребята решили рискнуть и назвать единственно подходящий по смыслу вариант. Мозговой штурм помог командам быстрее Интернета.
Настало время подводить итоги. «Шуховцы» — 18 разгаданных карточек, «Пушкинисты» — 22. Золотым белгородоведом становится Ринат Нематов за наибольшее число правильных ответов. Школьники аплодируют друг другу, учителя благодарят авторов за игру.
Своим мнением об игре поделился директор школы Александр Черкасов:
«Мы искренне переживали, болели за вас, радовались, когда вы отвечали правильно, и огорчались, если что‑то было неверно. Во многом сегодня вам помогла интуиция. Но где‑то вы знали правильный ответ даже до того, как учитель закончит читать вопрос. Вы понимаете, что знания о родном крае — они практически бесконечны. Игра показала, что главная наша задача — двигаться дальше, продолжать изучать историю нашей земли. Я надеюсь, что такие поединки мы будем устраивать ещё не раз и эта игра на ура будет принята и другими классами и учениками нашей школы».
Уже собираясь уходить, задаю вопрос заместителю директора Елене Харузиной:
— Как вам такой формат игры?
— Знаете, очень хорошо. В этом лото много фактов, помимо краеведческого материала. Здесь и биология, и животный мир, и растения, и география. В общем, все области, которые только есть в нашем учебном процессе. И что самое интересное, как только мы начали использовать эти карточки в работе, дети стали активнее и лучше отвечать на дополнительные вопросы по разным предметам.
Сегодня мы провели игру с восьмым классом. Теперь у нас есть идея попробовать сыграть в лото с начальной школой: как они справятся? Кроме того, мы с Александром Егоровичем (директором школы. — Прим. авт.) пришли к мнению, что это в первую очередь семейная игра. Поэтому будем приглашать родителей и устраивать соревнования с участием взрослых. На грядущем родительском собрании озвучим это предложение и на зимних каникулах пригласим желающих.
К разговору присоединяется и ведущая, учитель русского языка и литературы Лариса Авдеева.
— Как вам в роли ведущей? — интересуюсь я.
— Замечательно! Потому что игра интересная и самое главное — она увлекает ребят. И параллельно обучает их. Её можно применять на уроках, в индивидуальном обучении. Это то, что ребята реально знают и могут применить. Я болела за тех, кто искренне пытался выиграть. Посмотрите на «Шуховцев», как они рьяно боролись, как Саша Иванов отвечал. Хотя на уроках он гораздо менее активный. Это большое поле для реализации детей. Мне и самой было интересно поучаствовать. Нравится материал, карточки и сам принцип игры: или ты знаешь, или можешь догадаться. В любом случае, запомнишь. Это обучение в виде игры, что для детей самое главное.