Родители Василия Кушнаренко в поисках лучшей доли уехали из маленького шебекинского хуторка Бессараб на Донбасс. В 50-е годы этот край считался перспективным для высоких заработков и хорошей жизни. Здесь и появился у них малыш. Только отцу довелось недолго радоваться сыну. На шахте, где работал Пётр Селивёрстович, произошёл обвал породы, и вместе с 11 шахтёрами он погиб.
«Мне было тогда около месяца. Мама, оставшись одна, решила вернуться в свои края, где жила бабушка. Они меня и воспитывали. Жили скромно, бедновато. Когда подрос, старался во всём им помогать, поэтому пришлось с раннего возраста научиться косить, рубить, пасти скот, выполнять другие домашние работы, — с грустью произнёс собеседник. — Меня с ранних лет приучали: если взялся за дело, то выполняй его с полной ответственностью. Наверное, с тех времён в моём характере и закрепились сегодняшние жизненные принципы».
Начальную школу Вася Кушнаренко окончил в своём хуторе, а с пятого по седьмой класс ходил в село Бершаково, больше 11 км. Учился он старательно, был одним из лучших и в учёбе, и в поведении среди сверстников. Рос дисциплинированным и послушным, был внимательным на уроках, потому и учёба давалась легко, а любимым предметом была математика.
«Каждый день это расстояние мерили пешком, в любую погоду, никто и разговора тогда не вёл, чтобы организовать подвоз школьников. Больше 20 детей ходили из хутора в среднюю школу. Занятия без причины старались не пропускать, — вспомнил Кушнаренко. — Помню, как‑то осенью, наверное, я в пятом тогда учился, шли мы в школу по дождю, промокли до нитки, замёрзли. Учителя заставили нас снять всю мокрую одежду до нижнего белья. Вещи наши развесили сушиться у печек, которые топили дровами, а мы за партами сидели раздетые».
Своих школьных наставников Василий Кушнаренко до сих пор вспоминет с теплотой. По его словам, они относились к ученикам как к родным детям.
«В седьмой класс я пошёл уже в Сидоровскую школу, восьмилетка тут была. Мама купила здесь хату у родного дяди, который с семьёй уезжал на Донбасс, и мы сменили место жительства», — продолжил собеседник.
Школу Василий окончил с хорошими отметками и вместе друзьями Павлом Квочкой и Иваном Светличным уехал в Донецк. Они поступили в железнодорожное училище в Ясеноватом, а он — в горный техникум. Мама узнала и написала письмо, где в категоричной форме попросила оставить это учебное заведение, видно, не могла забыть трагический случай с отцом. Послушавшись её, парень ушёл из техникума в училище к друзьям-землякам, там оставались места на специальность «мастер промышленных вентиляций», или, как она называлась, «слесарь-жестянщик».
«Поработал по специальности на одном из предприятий в Горловке. А потом у мамы случился пожар, сгорел сарай, и я вернулся в Сидоровку, отсюда и забрали меня на срочную службу», — рассказал Кушнаренко.
Активного, общительного и принципиального бойца, пользовавшегося у сослуживцев авторитетом, взяло на заметку армейское руководство. После курса учёбы ему присвоили звание сержанта, а солдаты избрали комсоргом подразделения. Часть дислоцировалась в городе Апшеронске. Несколько месяцев сержанту Кушнаренко пришлось послужить инструктором политотдела в Краснодаре, но потом эту должность перевели в ранг офицерских, и бойца-срочника отправили к предыдущему месту службы. Демобилизовавшись, вернулся воин домой, встал в Корочанском райкоме комсомола на учёт и стал искать работу. Первый секретарь РК ВЛКСМ Анатолий Анисимов вызвал активного комсомольца и предложил место секретаря комсомольской организации колхоза имени ХХI съезда КПСС. В короткие сроки Василий вывел её в число лучших первичек не только в районе, но и в области.
«Оформили меня методистом по спорту. А со спортом я очень дружил, хотя выдающихся успехов не имел, но с удовольствием на любительском уровне занимался борьбой, игровыми видами, имел спортивные разряды», — продолжил повествование Василий.
Молодость, энергия бьёт ключом, корочанец стал организовывать строительство спортплощадок во всех населённых пунктах. Они были в то время однообразными: волейбольная площадка, сектора для прыжков, турник, где позволяли возможности — делали футбольное поле. Всё выполнялось на общественных началах, без финансовых затрат, исключая покупку инвентаря. Появились команды по различным видам спорта, выезжали на соревнования. Жизнь молодёжи кипела, находили время для досуга, хоть и дел было невпроворот и на работе, и дома.
«Большую поддержку оказывал председатель колхоза Андрей Дмитриевич Михайлов, — поделился воспоминаниями рассказчик. — В 1972 году вышло постановление ЦК партии об активизации любительских занятий физической культурой и спортом среди работающего населения и молодёжи и положение о значках ГТО. Я разработал трёхлетний план развития физкультуры и спорта в колхозе, помогал мне в этом заведующий кафедрой спортфака Белгородского пединститута Эдуард Ильич Хахалев. Инициатива была одобрена обкомом партии, Центральным комитетом комсомола страны. Потом пришёл в колхоз инструктором по спорту Кобяков, имеющий спортивное образование, а меня избрали председателем Афанасовского сельского совета».
На новой должности инициатива и целеустремлённость героя повествования оказалась для общего блага жителей территории тоже кстати. Здесь появились медпункты в сёлах Сетное и Нечаево, новые магазины в Афанасово и Сетном, регулярно перевыполнялись планы по закупке излишков сельхозпродукции у населения. Так получилось, что Кушнаренко был самым молодым по возрасту председателем сельского совета в РСФСР.
«Меня на эту должность рекомендовала председатель Корочанского райисполкома Мария Афанасьевна Деркач, а её поддержал в то время заместитель председателя облисполкома Алексей Филиппович Пономарёв, писавший кандидатскую диссертацию, основываясь на данных Бехтеевской птицефабрики и часто бывавший в колхозе. Пробивая строительство новых объектов на территории, я часто ездил в Москву в Верховный Совет РСФСР, и мне, как самому молодому руководителю сельсовета, старались помочь, чем я и пользовался, — улыбаясь, вспомнил Кушнаренко. — Для себя не попросил бы и куска хлеба, а для общего блага селян не стеснялся записаться на приём к руководителю любого ранга. Случалось, стучался в одни и те же двери и по несколько раз, пока не выпрошу».
Иногда получалось что‑то да выпросить. Важным показателем для работников сельской власти были закупки. Зерна тогда выдавали колхозникам мало, а в каждом дворе куча всякой живности, требующей в рацион концентратов. Поехал Василий в Министерство сельского хозяйства РСФСР, где планово-экономический отдел возглавлял наш земляк из Сетного Мильский. Он подписал разнарядку на комбикорм. Появилась возможность помочь людям с кормами.
Бывало, в счёт Афанасовского сельсовета мясо, молоко, яйца сдавали жители и соседних территорий, за что порой коллеги на Василия Кушнаренко обижались. Но всё шло, как говорится, в общий районный котёл. Очень помогала решать вопросы птичница Вера Семёновна Шестухина, которая тогда была депутатом Верховного Совета СССР. У неё были специальные бланки для оформления наказов избирателей. Попросит Василий у неё такую бумагу, оформят, как и полагается, Кушнаренко едет с ней решать нужный вопрос. Пришлось Василию Кушнаренко поработать и в сфере торговли, когда организовывали Бехтеевское сельпо, в качестве заместителя его председателя, потом директором торговой базы. Следом в его трудовой книжке появилась новая запись — «заместитель председателя по общим вопросам колхоза имени ХХI съезда КПСС». И здесь Василий Петрович выполнял свои служебные обязанности с присущей ему ответственностью и принципиальностью, о чём свидетельствуют добавившиеся к уже имеющимся поощрениям многочисленные почётные грамоты и благодарности, награды с Выставки достижений народного хозяйства СССР.
В 1997 году вызвал его глава администрации района Иван Михайлович Бредихин и сказал: «Кушнаренко, есть такая у нас в районе структура — ВДПО, её надо подтянуть. Ты справишься». На раздумья времени не дали. И пришлось осваивать основы незнакомого дела, которому посвятил 20 лет жизни. Новаторский подход, целеустремлённость помогли вывести районное отделение ВДПО в число лучших в регионе. За добросовестное отношение к выполнению порученных обязанностей в числе наград Василия Петровича есть и такие, как памятные медали «МЧС России 20 лет», «Маршал Василий Чуйков», медали «За содействие в организации добровольной пожарной охраны», «За безупречный труд», нагрудный знак ВДПО «За заслуги».
«Принял от предыдущего руководителя только рабочий стол, стоявший в кабинете районного общества охотников и рыболовов. Начал набирать штат, выделили мне машину. Уже за первый год мы стали выполнять 13 видов профильных противопожарных услуг, активно вели разъяснительную и профилактическую работу», — сказал Василий Петрович.
В 2007 году Кушнаренко избрали делегатом Х съезда Всероссийского добровольного пожарного общества, где в одном из докладов уловил мысль о создании добровольных пожарных команд. По приезде активно занялся осуществлением этой идеи, и в нашем районе, в Мелихово, первой в области появилась ДПК.
«Дело считаю нужным и стоящим, очень сокращается время прибытия пожарных к местам возгораний, возрастает оперативность огнеборцев. Потом такие единицы организовали в Плотавце и Бехтеевке. Наш опыт поддержал губернатор области Евгений Савченко, по нашим стопам пошли другие районы региона», — отметил корочанец.
Спокойный, степенный, рассудительный Кушнаренко всегда умел найти подход к любому человеку, потому и получалось у него всегда сплотить возглавляемый коллектив, умело направить его энергию в нужном направлении. Главным критерием в жизни считает человечность и критичное отношение к собственной персоне. А задуматься об этих качествах характера заставил случай с коллегой из соседнего района. Будучи внештатным заместителем председателя областного совета ВДПО (была в одно время такая единица на общественных началах в аппарате совета), по поручению регионального руководства поехал он по организационным вопросам в соседний район. Не ладилась там работа у его коллеги, не мог он найти взаимопонимания и с подчинёнными, и с электоратом.
«Отправили меня в Новый Оскол, сути ситуации я не знал и поэтому склонялся на сторону коллеги, настроился на его поддержку. Приехал, поговорил с ним, и мне сразу стала ясна причина всех недоразумений. Слишком самолюбивым он оказался, у него все без исключения были плохими, будь то специалист или руководитель районного ранга, представитель сельских структур власти или подчинённый. Попытался ему внушить, что недостатки есть у каждого, это реальность жизни и от неё никуда не уйти, но он и слушать об этом не хотел, продолжая очернять всех и вся», — рассказал Василий Петрович.
По пути домой Кушнаренко задумался: «А о ком я могу сказать плохие слова в Корочанском районе?» Такого человека, он не нашёл. С кем‑то порой приходилось вести диалог и на повышенных тонах, но в итоге находили компромиссное решение и впоследствии общались по‑доброму. Такой, по его мнению, и должна быть философия жизни.
Сегодня ветеран труда Василий Кушнаренко на заслуженном отдыхе, вместе с женой Лидией Николаевной занимаются домашним хозяйством. В этом году они отметили 45-летие совместной жизни.
«Скучать некогда, дел хватает и дома. Радость в жизни приносят дочери Елена, учитель английского языка Мясоедовской средней школы и Ирина, работник правоохранительных органов, внуки Тимофей и Вася. А для души занимаюсь кроликами и пчёлками. Для счастья большего и не надо», — подвёл итог беседе Василий Кушнаренко.