Самыми популярными подарками 60 лет назад на свадьбе у Петра и Клавдии Калашниковых были одеколоны «Красная Москва» и «Ай-Петри». В 1958 году в сельских магазинах выбор был невелик, а идти в гости с пустыми руками неловко.
«Нам тогда целый чемодан одеколона надарили, – смеётся Клавдия Васильевна. – Мне тот запах потом долго на улице мерещился».
Расписались молодожёны в сельсовете 3 января, а свадьбу играли через несколько дней. И с той поры, вот уже 60 лет, живут супруги в родном Афанасово.
Выросли Клава Быканова и Пётр Калашников в соседних сёлах, знакомы с детства – голодного, трудного. Не раз могли разминуться их дороги, но от судьбы ведь не уйдёшь.
Совсем юным начал Пётр трудиться – учеником токаря на заводе «Электротяжмаш» в Харькове. Здесь, после голода в селе, он впервые наелся хлеба. Так и жил бы в большом городе, но приехал на побывку домой, увидел, как трудно живётся маме, двум сёстрам и брату, и решил остаться, стать опорой семье вместо погибшего на фронте отца Дмитрия Ивановича.
«Хотел помочь, чтобы лучше им жилось», – говорит Пётр Дмитриевич.
А помочь он мог только упорным трудом. Никакой работы не чурался: для восстановления порушенного войной хозяйства руки были нужны. А когда колхоз разбогател и купил жеребца, именно Петра назначили извозчиком – самого председателя на самодельной повозке-линейке возил по району.
Но вскоре отправился юноша почти на четыре года в армию – в одну из частей в группе советский войск в Германии.
Клавдия, выросшая в большой семье (11 детей!), тоже поколесила с родителями по стране и району: прошедшего войну отца Василия Яковлевича Быканова направляли то в один колхоз, то в другой. К слову, мама – Екатерина Ивановна была удостоена высокого звания «Мать-героиня».
А после учёбы в Корочанском педучилище Клава Быканова и вовсе уехала на три года по распределению в Дагестан. Именно туда из Германии стал писать письма Пётр.
«Раз в неделю письмо приходило», – отмечает Клавдия Васильевна.
Жалеет сейчас она, что не сохранилось ни одной из тех весточек: вот память была бы!
Три года курсировали письма между Дагестаном и Германией, а когда молодые люди вернулись на родину, решили больше не расставаться.
Жили поначалу в Терновом, у Петра Дмитриевича, но вскоре начали строить свой дом в Афанасово. В этом доме живут Калашниковы и поныне. Клавдия Васильевна стала преподавать русский язык и литературу в школе, а Пётр Дмитриевич – работать агрономом в местных колхозах. Ещё и учиться заочно успевали – в пединституте и сельхозтехникуме.
Детского сада в селе не было, и когда у Калашниковых родились сыновья Юра и Олег, очень пригодились няньки – родственники молодых супругов. По примеру родителей сыновья тоже выросли тружениками, стали высококлассными сварщиками.
Ещё одной общей любовью в семье Калашниковых стало чтение.
«Мы с братом родителей без книг и не видели, – рассказывает Юрий Петрович. – За многие годы подписки у нас накопилось столько журналов «Роман-газета», что и КамАЗом не вывезешь, а ведь все они прочитаны!»
Любимые поэты Клавдии Васильевны – Некрасов и Есенин. А Пётр Дмитриевич наизусть декламирует отрывки из «Василия Тёркина» Твардовского и шолоховской «Поднятой целины». Не только к земле оказался талант у Калашникова: в местном клубе он организовывал драмкружок и хор. Без его художественного чтения не обходился ни один концерт.
Сколько доброй памяти оставили Калашниковы своим трудом! У Петра Дмитриевича 60 лет трудового стажа. Наград у юбиляров не счесть, а на самом видном месте в доме висит грамота ЦК КПСС, которой 40 лет назад был удостоен Пётр Дмитриевич за наивысшие успехи в соцсоревновании. Урожай пшеницы в колхозе, где он трудился агрономом, тогда доходил до 50 центнеров с гектара, при среднем районном показателе 27 центнеров.
«В детстве я хлеба не видел, вот и хотел вырастить его побольше», – говорит Пётр Дмитриевич.
«Помню, в 5 утра он уже на ногах, – говорит Клавдия Васильевна. – Идёт будить трактористов, готовить технику. А домой с работы возвращался к полуночи».
Многие приезжали к агроному за опытом, в том числе и будущие руководители хозяйств.
Клавдия Васильевна, более 40 лет обучавшая русскому языку и литературе местную ребятню, с особой теплотой вспоминает 1980 е годы, когда работала директором Афанасовской средней школы.
«У нас тогда в школе были производственные бригады, с детьми в колхозе работали, тир строили», – вспоминает Калашникова.
Ученики уважали Клавдию Васильевну за прямолинейность и строгость и даже смастерили и вручили любимой учительнице медаль за справедливость. Потому и прозвища не придумали даже самые шалопаистые из учеников:
«Иду, бывало, и слышу, мальчишки уважительно говорят: «Клава идёт», – смеётся она.
Как удалось Петру Дмитриевичу и Клавдии Васильевне построить долгую семейную жизнь?
«Главный залог мира в семье – терпение, – говорит Клавдия Васильевна. – Муж – глава, и жена должна уступать в спорах».
И любви в их доме хватает всем. Выросли четверо внуков, уже и правнуки встали на крыло: Станислав, например, служит в 45-й бригаде спецназа ВДВ, недавно вернулся из Сирии. Егорка в первом классе учится. И настоящей принцессой чувствует себя в этой мужской компании младшая правнучка Лиза.
Шумно и весело в доме Калашниковых в первые январские дни. Наверное, вспомнят бриллиантовые супруги и тот чемодан одеколона, и письма друг другу. Да и много ещё чего доброго вспомнится: 60 лет вместе!
А главным подарком Петру Дмитриевичу и Клавдии Васильевне станут тепло и любовь близких – всё то, что они щедро умеют дарить сами. И ни один чемодан не вместит добрых пожеланий. Долгих лет вам, юбиляры! Горько!