Local Logo
Новости Корочанского района Белгородской области
103.43
+0.00$
109.01
+0.00
+0 °С, облачно
Белгород

Прошлое и настоящее

14 декабря , 14:23ОбществоФото: архив Николая Шевцова

Аспирант и ассистент кафедры российской истории и документоведения историко-филологического факультета НИУ «БелГУ» собрал биографию семьи Никулиных из Заячьего.

Каждый род имеет свои особенности и неповторимые черты, а те семьи, которые исстари живут в одном населённом пункте, могут похвастаться удивительными историями из глубины веков. Казалось бы, где мы и где безвозвратно ушедшее прошлое. Однако при его тщательном изучении многое становится понятно, в особенности и то, что один маленький шаг предка способен коренным образом изменить судьбу его потомков.

В живописной местности Корочанского района расположено старинное село Заячье, получившее своё название в честь того, что его построили на месте, где некогда проходила заячья тропа. Оттуда родом большая семья Андрея Стефановича Никулина, про одного из сыновей которого — Александра — мне довелось поведать на страницах «Ясного ключа» в 2021 году. Сейчас мне бы хотелось отдельно рассказать обо всей его семье. Это позволит через призму незамысловатых семейных историй увидеть настоящую, ничем не приукрашенную историю нашей Родины. Перейдём же теперь к самой семье Никулиных.

Род крестьянский

В Заячьем проживало немало семей с такой же фамилией, однако многих из них не связывали нити родства, да и в старые времена это не вызывало особой путаницы, поскольку подворное прозвище говорило всё о твоём роде и его особенностях. Крестьяне преимущественно так и знали друг друга. Иногда случалось так, что односельчане могли не знать фамилию соседа, а вот подворное прозвище и историю нескольких поколений его семьи знали превосходно.

Семья Андрея Стефановича Никулина, родившегося в 1927 году, была известна по подворью как Семёновы, а позднее за ней закрепилось прозвище Большевики. Однако это никак не было связано с политическими взглядами, как может показаться на первый взгляд, а с тем, что Андрей был очень крупным и оттого вся его семья заслужила такое прозвище. Его родителей звали Стефан Андреевич и Прасковья Николаевна Никулины. Жили они в доме, расположенном на улице Озеровка.

Биографию Андрея Стефановича Никулина пришлось собирать по крупицам, поскольку он о себе особо не рассказывал, да и о пережитом на войне не любил говорить. Андрею Стефановичу приписали год и после спешной подготовки его отправили на фронт, где ему в бою перебило ногу ниже колена. Её хотели ампутировать, однако молодой солдат не соглашался с врачами, говоря им в ответ: «Как же я — молодой — приду в деревню без ноги? Что хотите делайте, а ногу сохраните».

Андрей Стефанович прошёл долгий курс лечения. В конце концов, врачам удалось спасти конечность, однако с этих пор он хромал при ходьбе.

Его отцу, Стефану Андреевичу Никулину, повезло куда меньше. 31 августа 1943 года он скончался в госпитале от полученных ран. Позднее его внук Александр вместе с сестрой Любой и её мужем Иваном Глаголевым ездили в Старый Оскол, где их дедушка обрёл вечный покой.

Стефан Андреевич Никулин
Фото: архив Николая Шевцова

Человек и эпоха

Андрей Стефанович вернулся в родное село Заячье, где сначала работал заведующим клубом, а затем плотником и бригадиром плотницкой бригады. Жизнь продолжалась, вскоре он женился на Вере Алексеевне Вашевой (1929–2001 гг.), в браке с которой появились на свет пятеро детей: Любовь (1950 г.), Валентина (1953 г.), Александр (1955 г.), Владимир (1958–2004 гг.) и Николай (1961 г.). На историю семьи Веры Алексеевны также стоит обратить внимание.

Она родилась в семье зажиточного крестьянина Алексея Пантелеймоновича Вашева (1900-?), разбогатевшего своим трудом. Глава семьи (известной по подворью как Гончаки) жил в Подсумках, где у него был дом, поле, пасека, небольшая часовенка, а также всевозможная живность (лошади, овцы, корова, гуси, куры). Для работы на земле Алексей Пантелеймонович нанимал местную бедноту, многие из представителей которой, получив за работу деньги, сразу же их бездумно тратили, и лишь немногие пускали заработанные средства в дело.

Именно это позднее сыграло роковую роль в его жизни. В 1930 году в годы коллективизации тесть Андрея Стефановича как зажиточный и «эксплуататор трудового крестьянства» был подвергнут раскулачиванию. У него отобрали всё имущество и выслали в спецпоселение. Вера Алексеевна впоследствии рассказывала своему сыну Александру, что её отца раскулачивали дважды: первый раз в Подсумках, а затем послали в Гуськи (Гусёк-Погореловка Прохоровского района), после чего в Заячье. Срубленный Алексеем Пантелеймоновичем дом из брёвен забрали и перенесли в центр Заячьего, где в нём обустроили сельсовет и библиотеку.

Позднее в 1990-е гг. его дочерям Вере и Марусе выплатили компенсацию за отобранный дом отца, который после переноса стоял на месте современного заяченского клуба. И лишь 22 октября 2001 года Алексей Пантелеймонович Вашев был реабилитирован.

Андрей Стефанович Никулин и Вера Алексеевна Никулина
Фото: архив Николая Шевцова

Мирная жизнь

В результате нечеловеческих усилий и многолетнего труда жизнь после войны постепенно стала налаживаться: разруха и голод были позади. Андрей Стефанович ходил на работу, сажал огород, смотрел за пасекой. Мама и жена по выходным и по большим праздникам ходили в Успенскую церковь, расположенную в соседнем селе Алексеевка, поскольку храм в Заячьем был закрыт и переоборудован под колхозный склад.

Андрей Стефанович общался и дружил с ветеринаром Александром Павловичем Шеховцовым (1925–2018 гг.), который тоже был участником войны. Они беседовали о произошедших событиях, жизни, хозяйственных делах. Заяченцы до сих пор помнят то, что Александр Павлович был превосходным рассказчиком и знал великое множество шуток и прибауток. Шеховцов, шутя, рассказывал детям друга невероятную историю, как он ходил охотиться на зайца: выстрелил, а чтобы дробь разлетелась в разные стороны, быстро вращал ружьё.

Дети Андрея Стефановича Никулина росли, получали образование и обзаводились семьями. Глава большой семьи стал дедушкой. О каждом его внуке и правнуке можно долго писать, а потому проще назвать числом, сколько их всего родилось. Так, за всё время у него появилось на свет 9 внуков и 10 правнуков.

В последние годы жизни Андрей Стефанович тяжело болел, к тому же помимо болезни не давала забыть о себе старая рана, полученная на войне. Он скончался 25 августа 1982 года в возрасте 55 лет и был погребён в родном селе Заячье.

Наши дни

Хоть дети Андрея Стефановича разъехались по разным городам и населённым пунктам, но они по-прежнему периодически созваниваются друг с другом, а до пандемии раз в год по осени встречались в Заячьем в родительском доме. Пусть их разделяют немалые расстояния, но чувство принадлежности к одной семье у них живо до сих пор. Если жива память об общих предках, то будет жива и семья.

Самое время поведать о следующем поколении. Как уже было сказано выше, у Андрея Никулина (1927–1982 гг.) родилось много внуков. Среди них есть военнослужащие, педагоги, доктор экономических наук! История большой семьи не ограничивается одной газетной заметкой. Она продолжает твориться в настоящий момент.

Николай Шевцов, село Алексеевка

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ПроисшествияСегодня, 08:40
Шесть муниципалитетов Белгородской области попали под обстрел ВСУ за минувшие сутки
Материал
ОбществоСегодня, 08:03
Гладков: «В 2024 году наш регион – номер один в России по заготовке комбикорма»
Материал
ОбществоСегодня, 07:55
Гладков: «49 спецмашин получит Белгородская область в рамках федеральной поддержки»