Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:02, 06 октября 2020

Пока работаю, живу. Чему учит в школе педагог Антонина Кривцова

Пока работаю, живу. Чему учит в школе педагог Антонина КривцоваФото: Владимир Писахов
  • Статья

Почти 40 лет она посвятила профессии учителя.

Отношение Антонины Кривцовой к родной речи и отечественной литературе формировалось в юном возрасте благодаря мудрым наставникам. Они так постарались, что девочка не задумываясь выбрала профессию учителя, в которой трудится почти 40 лет.

«Этот голубоглазый юноша!»

Свой первый школьный звонок Тоня ждала с нетерпением, мысленно подгоняя время и приближая долгожданную сентябрьскую линейку. И это несмотря на то, что ей предстояло ежедневно преодолевать расстояние в три с половиной километра по бездорожью из хутора Колесников в село Клиновец, где находилась школа. Учитель начальных классов Татьяна Ильина настолько воодушевляла уроками, что невольно стёрла для первоклассницы все границы, потому что в компании с таким душевным педагогом учиться читать, писать и считать было приятно.

«А когда мы после начальной школы переходили к другому учителю, я плакала, — призналась Антонина Кривцова. — Не хотела расставаться с Татьяной Фёдоровной. Как будто с матерью прощалась».

Впрочем, другие педагоги Тоне тоже пришлись по душе. Особенно радовали и вдохновляли учителя русского языка и литературы, на уроки которых она летела впереди планеты всей. Рассказы Зои Михайловны Костюковой из Клиновецкой основной школы и Талины Дмитриевны Трясоруковой из Бехтеевской средней производили глубокое впечатление.

«Зоя Михайловна с таким трепетом рассказывала, например, о биографии и творчестве Лермонтова, что не влюбиться в русскую литературу было невозможно, — говорит Антонина Кривцова. — „Этот голубоглазый юноша!“ — называла она нашего знаменитого поэта, и я словно видела глаза Михаила Юрьевича, погружалась в атмосферу эпохи, в которой он жил и творил. Дух захватывало».

«Вы теперь не Тоня»

Сейчас учитель русского языка и литературы Корочанской средней школы имени Д. К. Кромского Антонина Кривцова с чувством благодарности вспоминает 1980 год. Тогда она, заочно поступив в Белгородский пединститут, предстала перед учениками Мальцевской школы в качестве учителя русского языка и литературы.

— В 17 лет?! Без профессионального образования?! — искренне удивился я. — Так можно было?

— Тогда можно было, потому что учителей не хватало, — ответила моя собеседница. — Директор школы Анна Павловна Грищенко научила меня всем премудростям педагогики, о которых я, разумеется, в то время ещё не знала. Благодаря ей стала настоящим учителем.

Первый урок и вспоминать порой не хочется, потому что от волнения девушку трясло в прямом смысле слова. В семь часов утра она уже сидела на рабочем месте, несмотря на то что урок должен был начаться в девять. 17 сорванцов из 7-го класса и она — маленькая, хрупкая, юная, только что окончившая школу выпускница. Как всё пройдёт? Что говорить? А если в чём‑то допустит ошибку, забудет что‑то важное? Два часа Антонина терзала себя муками, подозрениями, домыслами, а потом, когда 17 пар глаз в абсолютной тишине уставились на новенькую учительницу в ожидании начала занятия, все страхи куда‑то улетучились. Ведь это её стихия — великий, могучий, правдивый, свободный.

«В общем, постепенно освоилась, — улыбаясь, вспомнила педагог. — Вчерашнюю школьницу во мне выдавало лишь то, что я по привычке всегда вставала, когда в класс заходила директор или кто‑то из коллег. Учитель истории Иван Игнатьевич однажды заметил: „Не вставайте, пожалуйста, вы теперь не Тоня, а Антонина Васильевна, понимаете? Садитесь“. Так и не избавилась от привычки — до сих пор встаю, если в класс кто‑то заходит».

Справедливый, добрый, строгий

В Корочанскую среднюю школу Антонину Васильевну приняли в 1986 году — сначала в группу продлённого дня, а годом позже она стала преподавать русский язык и литературу. С тех пор работает только здесь, называя себя патриотом учебного заведения. В эту же школу ходят сейчас трое её внуков. За много лет профессия нисколько не наскучила, а, наоборот, ещё больше погрузила в богатый мир русской словесности, от которой по‑прежнему захватывает дух. И творения «голубоглазого юноши», и произведения прочих классиков отечественной литературы перечитывает сотни раз, каждый раз открывая для себя что‑то новое в преступлении и наказании, войне и мире, смерти и любви.

— О каком произведении можете рассказывать часами? — спросил я Антонину Кривцову.

— О «Судьбе человека» Шолохова, о рассказе Платонова «Юшка», — немного подумав, перечислила учитель. — Когда речь идёт о сострадании и милосердии, меня это трогает. И дети подобные произведения воспринимают лучше. Правда, не всегда соглашаются с моей трактовкой основной мысли текста или авторской позицией. Обсуждаем, дискутируем, спорим, но так и должно быть. Главное, чтобы вынесли урок, сделали выводы.

Каким должен быть учитель? Справедливым, добрым и строгим, считает Антонина Васильевна. Чему она учит детей? Быть порядочными и честными. А дети чему‑то научили её за годы работы?

«Конечно! Каждый день извлекаю для себя те же премудрости, которым обучаю их сама, — поделилась Кривцова. — Они делают меня добрее и сильнее. Кстати, благодаря моим ученикам однажды смогла пережить горе, случившееся в моей жизни. Спасибо им. Так что, пока я работаю в школе, я живу».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×