Local Logo
Новости Корочанского района Белгородской области
92.13
-0.37$
98.71
-0.20
+15 °С, туман
Белгород

Нина Сухова: «Нахожу силы только в себе и осознании важности своего дела»

24 августа 2018, 10:18Общество
Фото: Личный архив Нины Суховой

Почему настоящий профессионал с годами становится только эффективнее.

Почётный гражданин Корочанского района, народный учитель Российской Федерации, кавалер ордена Почёта, обладатель медали «За заслуги перед землёй Белгородской» I степени, директор Корочанской школы-интерната Нина Сухова поделилась секретом профессионального долголетия с читателями «Ясного ключа».

Нина Дмитриевна, вы много лет возглавляете коррекционную школу, но до этого работали и в общеобразовательной. Есть ли между ними разница и в чём она заключается?

— Действительно, мне приходилось работать в разных школах. Все они обеспечивают детям качественное образование в полном соответствии с государственными стандартами. Так было и 20, и 30 лет назад. Такова цель и современной школы, как обычной общеобразовательной, так и коррекционной. Но способы её достижения значительно отличаются. Коррекционная школа создана для того, чтобы максимально помочь получить это качественное образование детям особенным, которым необходима специализированная помощь, поэтому возникает ещё одна не менее приоритетная цель — коррекция нарушений развития. Главная задача нашей школы — формирование у обучающихся полноценной речевой деятельности. За 38 лет работы школа разработала и применила свои подходы к организации процессов образования и коррекции, и в их основе — система комплексного сопровождения ребёнка в соответствии с его речевыми, возрастными, индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и психического здоровья.

Ваше педагогическое и жизненное кредо? Есть ли тот, кого вы считаете для себя примером?

— Педагогическое кредо могу выразить словами Станиславского: «Надо трудное сделать лёгким, лёгкое — привычным, привычное — красивым, красивое — прекрасным».

А жизненное кредо — всегда помнить прошлое, жить настоящим, не бояться будущего и никогда не сомневаться в том, что дорогу осилит идущий. Каждая прожитая секунда — это часть жизни, которую стоит прожить достойно.

Конечно, в моей жизни был человек, которого я считаю для себя примером. Это мой школьный учитель математики и бывший директор Мальцевской школы Александра Веникова.

Какие качества прежде всего прививаете своим воспитанникам?

— Своим воспитанникам мы стараемся привить порядочность, ответственность, трудолюбие, любовь к Родине, уважение к окружающим, тягу к знаниям, умение полноценно общаться, в любых обстоятельствах стремиться к достижению целей. Для нас важно, чтобы выпускник нашей школы получил образование, которое позволит реализовать свои профессиональные предпочтения. И пока это удаётся. От 50 до 100 % выпускников по результатам ЕГЭ поступают в вузы на выбранные специальности.

Как обычно начинается ваш день?

— Каждое утро иду на работу, смотрю по сторонам: люди торопятся, спешат. У каждого свои дела, свои заботы. Многие из горожан узнают меня, здороваются улыбаясь, желают успехов. Рада, что тоже принадлежу этому утреннему потоку нашего небольшого города. Я тоже занимаю своё место среди этих людей и испытываю положительные эмоции от предстоящего рабочего дня в коллективе среди профессионалов высочайшего класса, людей, которые всё отдают работе.

За годы работы в школе у меня сложилась привычка каждое утро совершать небольшой обход, встречаться с детьми, беседовать с ними. Не перестаю удивляться, насколько разные дети: интересные, забавные, удивительно умные, они умеют своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым. Каждый ребёнок уникален, каждый из них талантлив. Даже наблюдая за тихими, в чём‑то нерешительными детьми, постепенно начинаешь замечать проявления тех или иных способностей, и задачей остаётся помочь развить их. Вместе с ними радоваться достижениям, их первым высотам в образовательной или творческой деятельности. Детское радостное приветствие, тёплые объятия заставляют улыбнуться, забыть обо всём, пробуждают во мне силу и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились всё сильнее и ярче. Трудности, неудачи, усталость и разочарования отступают при виде этих милых, добрых и искренних глаз.

Как вы предпочитаете отдыхать?

— Конечно, в кругу своей семьи. Здесь я могу и порадоваться успехам своих детей и внуков, и погрустить вместе с ними, поиграть с малышами и посекретничать со взрослыми. У нас сложились добрые семейные традиции, и мне нравится быть их хранителем и продолжателем.

Что, на ваш взгляд, мотивирует людей остаться работать после пенсии?

— Не будем говорить о величине учительской пенсии, хотя и это имеет значение. Продолжают работать те, для кого работа не в тягость, то есть настоящие профессионалы. За многолетнюю службу они накопили капитал в виде опыта, знаний, умения работать и жить в коллективе. Работа приносит моральное удовлетворение, уважение коллег, большой круг общения. Учитель привык к постоянному общению, и его страшит, что оборвётся привычный ритм жизни, резко сузится круг общения.

В чём преимущества сотрудника, который вышел на пенсию, но продолжает работать?

— Работа — своеобразная дорога жизни, она не позволяет скучать, лениться, опускать руки, болеть и стареть. Мы, учителя, не представляем себя вне своей профессии, потому что любим её, и не желаем думать о каком‑то ином повороте в своей судьбе. Ведь быть учителем, заниматься профессиональной деятельностью в этой области — большая честь и огромная ответственность. Школа — вечный источник познания, эликсир молодости, генератор идей и новшеств, особое пространство взаимоотношений. Наш интеллектуальный труд определяет соответствующий образ жизни, среду обитания, жизненные ценности, а значит — и личное счастье.

И почему, на ваш взгляд, люди выходят на пенсию и покидают работу? Какие, по вашему мнению, у них могут быть причины?

— Причины тому бывают разные, но чаще всего — это состояние здоровья или особые семейные обстоятельства.

Есть ли у вас свой собственный «рецепт» постоянно быть в форме?

— Мне крупно повезло в жизни, потому что выбрала дело по душе. Я люблю школу, люблю детей, люблю работу. Возможность творческой реализации и постоянного развития. Наверное, ни одна другая профессия не даёт такого разнообразия, динамичности, такого полёта впечатлений и эмоций, такого большого количества людей, ежедневно окружающих тебя. Где взять силы для каждодневного вдохновения? Восточная мудрость гласит: «Всё в твоих руках». Силы можно найти только в самом себе, только в осознании важности своего дела.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Сюжеты: Интервью
Авторы:Вера Масленникова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 10:47
Родители белгородских школьников попросили власти о дополнительных льготах при поступлении в вузы
Материал
ОбществоВчера, 12:38
Вячеслав Гладков пообщался с двумя выпускниками пятого сезона конкурса «Лидеры России»
Материал
ОбществоВчера, 10:47
Бойцы смогут поучаствовать в тестирование на проект «Время героев» в филиалах Президентской академии